Новости

О принципах независимой журналистики

Очень мне понравилась история со скандалом вокруг декабрьского номер журнала Forbes. В нем должен был быть материал о Елене Батуриной с ее цитатой на обложке: «Мне гарантирована защита».

Выяснилось, что супруга московского мэра на самом деле сказала буквально следующее: «Мне, как и любому инвестору, гарантирована защита моих прав». Как передало «Эхо Москвы», неизвестно, каким образом компания «Интеко» [которую возглавляет Батурина] получила возможность прочитать всю статью и «начала угрожать иском». «В чем претензии, я так и не понял, они просто не хотели, чтобы статья вышла», — заявил Максим Кашулинский, главный редактор Forbes.

Тираж приостановили по решению Регины фон Флемминг, гендиректора Axel Springer Russia, компании, которая издает журнал в России по лицензии американского Forbes. Американский же Forbes после такой сомнительной «приверженности принципам независимой журналистики» потребовал от издательства возобновить выпуск номера, пригрозив в ином случае отобрать лицензию.

В разное время появлялись сообщения о возможных отставках Максима Кашулинского и Регины фон Флемминг. В результате все обошлось. Журнал вышел в первоначальном варианте, но с более точной цитатой Елены Батуриной на обложке. Все остались на своих постах и обменялись взаимными реверансами. В «Интеко» пока изучают статью (в которой, собственно, и не было ничего сенсационного), раздумывая о возможностях подачи судебного иска о защите деловой репутации.

В России решение фон Флемминг об остановке тиража поняли бы. И дело даже не в том, что Axel Springer собирается выставлять на продажу 10% акций и лишние скандалы этой компании ни к чему. И не в том, что у нас в стране журналистов иногда убивают (вспомним того же Пола Хлебникова, предыдущего главного редактора Forbes).

А просто явное и скрытое давление на прессу со стороны властных и околовластных структур вроде бы уже становится нормой. Нормой уже стала и пресловутая самоцензура журналистов и издателей. И радует, что такие истории с посягательствами на независимость прессы и последующей победой этой самой независимой прессы вообще еще бывают. Пусть даже в лицензированном американском журнале, издающемся европейским медийным концерном.

Зато пиар получился классный. Я, например, в течение пяти дней не могла купить декабрьский номер: он стал раритетом.

share
print