Истории

Кастинг на выживание

Таинственный товарищ волк, который кушает, да никого не слушает, — герой прошлогоднего послания Владимира Путина российскому парламенту — обрел-таки плоть и кровь

В минувшую субботу президент России открыто высказал все, что думает про Америку и ее внешнюю политику.

Выступление Путина стало самой обстоятельной и резкой критикой российским лидером американской политики за всю постсоветскую историю. В современном мире, заявил Путин, никто не чувствует себя в безопасности, поскольку «чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои национальные границы». Однополярный мир, по мнению Путина, «это мир одного хозяина, одного суверена... Это ничего общего не имеет с демократией». «Что еще важнее, однополярная модель является неработающей, так как в ее основе нет морально-нравственной базы современной цивилизации», — подытожил президент.

Почти все американские политики, комментируя речь Путина, вспомнили про «холодную войну». Но, наверное, их больше поразила предельно откровенная форма высказываний, чем их суть: Вашингтону в последнее время трудно найти понимание даже среди давних союзников. Франция, Испания и Италия отказываются направить свои войска в относительно спокойный Афганистан. Инициативу Буша по увеличению группировки в Ираке на 20 тысяч военнослужащих не поддержал американский конгресс, а бывший главнокомандующий сил НАТО в Европе Уэсли Кларк назвал стратегию в Ираке «абсолютно ошибочной». После выступления Путина в Мюнхене германское телевидение провело опрос, с оценкой российского главы международной ситуации согласились 62%.

Путинская команда пытается застолбить за Россией приличную роль в пьесе, из которой все больше выпадают американцы. Недавно президент Путин публично поддержал идею создания картеля экспортеров газа, по примеру ОПЕК, куда вошли бы Россия, Иран и Алжир. Вице-премьер Дмитрий Медведев на представительном форуме в Давосе месяц назад успокаивал бизнесменов рассказами о бурном росте отечественной экономики и стремлении построить настоящую демократию западного типа. Вслед за выступлением в Мюнхене президент России совершил свой первый визит в Саудовскую Аравию — к главному арабскому союзнику США на Ближнем Востоке — и вел там переговоры об экономическом сотрудничестве.

В Кремле, похоже, считают, что с ролью этой они справляются: обезоруживающая откровенность Путина в Мюнхене это наглядно демонстрирует. Но кастинг и сцена не одно и то же: препятствий для реализации амбиций Кремля, как минимум, два.

Критикуя подход США, Путин не предлагает никакой разумной альтернативы. Американский способ разрешения международных кризисов однотипен и далек от совершенства. Однако ООН, которой российский президент отводит роль единственного арбитра на международной арене, не справляется с этими кризисами даже так. Симптоматично, что последний крупный успех мировой дипломатии — согласие Северной Кореи заморозить ядерный реактор — произошел без какого бы то ни было реального участия ООН. Пока же Москва не предложит внятную новую модель мироустройства, ее позицию будут воспринимать всерьез разве что страны третьего мира, которые выбирают Россию потому, что она не США.

Вторая, и гораздо более важная проблема, — внутренняя. По прогнозам экспертов, к 2020 году население России сократится на 20%, а к 2050 — почти вдвое. Если демографическую ситуацию не удастся переломить, любые амбиции Москвы обречены. До начала представления актер просто не доживет.

share
print