Истории

Испытание домом

Выпускники детских домов получают квартиры в Южном Бутово, но не все из них это ценят

В прошлом году шесть бывших детдомовцев, получивших жилье в районе, были лишены квартир за то, что сдавали их в наем.

Московское правительство выделяет выпускникам детских домов и школ-интернатов квартиры, но привыкшие к коллективной жизни детдомовцы не все и не сразу свыкаются с мыслью, что это жилье их и они за него отвечают.

«Я уверена, что буду хорошим жильцом», — говорит Галина Крысаева, выпускница одного из московских детских домов. В августе этого года она и ещё 39 выпускников детских домов столицы получили однокомнатные квартиры в Южном Бутово. Всего с 92-го года в районе таким образом поселилось около 600 человек.

Раньше, до 2000 года, выпускники детских домов получали квартиры (но чаще комнаты в коммуналках) сразу в собственность. Через пару лет оказалось, что новосёлы сдавали свои квартиры или продавали их, а в результате — оказывались на улице и вновь обращались за помощью в органы соцзащиты.

В 1999 году правительство Москвы решило предоставлять выпускникам детских домов жильё по новым правилам. Теперь они в течение пяти лет живут в однокомнатных квартирах на условиях соцнайма, а по истечении этого срока межведомственная комиссия решает — оставлять квартиру выпускнику совсем или нет. И здесь комиссия обращает внимание на два условия: за время испытательного срока получатели квартир должны были вовремя оплачивать коммунальные услуги и не сдавать ее в наем.

«Они еще не понимают, что квартира — их», — говорит Алена Кузнецова, психолог Центра социальной помощи Южного Бутово. Ребята, которые жили все вместе в детском доме, не могут сразу привыкнуть к частной жизни. Их пугает, что теперь им самим надо будет обустраивать квартиру и нести за неё ответственность.

«Ребята живут по два-три человека в одной квартире, а своё жильё сдают, — рассказывает Борис Верзуб, главный специалист опеки при муниципалитете района. — Получаемые от аренды деньги, как правило, тратят на себя и развлечения, а не на оплату коммунальных услуг. Поэтому долги растут в геометрической прогрессии».

«Всё-таки многие ребята не могут распоряжаться предоставленными квартирами так, как надо», — говорит Ольга Климкина, директор Центра социальной помощи. Шесть человек в прошлом году были лишены жилья и все — из-за того, что сдавали квартиры. По ее словам, ребят неоднократно предупреждали, что этим закончится, но они не прислушались к совету. Из Южного Бутово им пришлось переехать либо на жилплощадь, закреплённую за ними до определения в детдом, либо в общежитие в Капотне.

С большей же частью бывших выпускников договоры соцнайма просто перезаключили — еще на пять лет.

За время действия новых правил (с 1999 года) только единицы бывших детдомовцев, по словам Климкиной, получили жилье в собственность. Костя Пущин — один из них. После детдома он поступил в вуз и рассказывает, что ему было непросто платить за коммунальные услуги: «Иногда я голодал, считал, что лучше заплачу за квартиру, чем куплю себе мяса, например». Недавно Межведомственная комиссия посчитала поведение Кости в последние пять лет заслуживающим доверия и передала квартиру в его собственность.

Чтобы выяснить, кто живёт в квартирах выпускников детских домов (они сами или посторонние люди), в них регулярно наведываются сотрудники Центра социальной помощи. Спрашивают соседей о поведении своих подопечных, выясняют у участковых милиционеров, не поступало ли жалоб на молодых жильцов.

«Лишить ребят жилья только потому, что они устраивают у себя дома вечеринки или шумят, мы не можем, — говорит Ольга Климкина. — Разве вам не мешают подобным образом соседи не из числа наших подопечных?»

Психолог Алёна Кузнецова говорит, что часто ребята жалуются ей на соседей: те по поводу и без повода пытаются очернить их перед сотрудниками Центра социальной помощи, беспричинно звонят участковым. «Нередко жители района агрессивно настроены к ребятам из детских домов, — рассказывает она. — Если у подъезда валяется мусор, это дело рук детдомовских, если что-то сломали во дворе, то опять [якобы] они».

Квартиры большинства детдомовцев-новосёлов пока пусты: мебели в них не так много.

Катя Даданова, получившая отдельную квартиру в 2004 году, говорит, что сотрудники Центра часто предлагают ей помощь, например холодильник, телевизор или стол. «Я отказываюсь, хочу всего достичь сама. Когда мы с мужем, тоже выпускником детдома, покупаем новую вещь, то очень радуемся и понимаем, что это сделано собственными силами».

share
print