Истории

Разбор полетов

Чартерные авиаперевозчики прогнозируют повышение цен, если государство повысит размер их ответственности перед пассажирами за задержки рейсов

Цена билетов на чартерные рейсы вырастет как минимум на 10 процентов, заявил Роман Пахомов, глава компании «ВИМ-авиа», крупнейшего чартерного перевозчика.

Так авиакомпании реагируют на «чартерный скандал», разразившийся на минувших выходных. 3 и 4 февраля около 2,5 тысяч человек оказались блокированы в аэропорту «Домодедово» из-за длительной задержки 12-ти международных рейсов. Успокаивать пассажиров, вынужденных ночевать в зале вылета, пришлось усиленным нарядам милиции.

Месяц назад чартерным перевозчикам уже приходилось извиняться за длительные задержки вылетов. 13 января около 400 пассажиров двух рейсов компании «ВИМ-авиа» провели в «Домодедово» более суток, прежде чем смогли вылететь в итальянский аэропорт Римини.

Как рассказала Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, в течение рождественских и новогодних каникул только в московских аэропортах было задержано более 60 чартерных рейсов.

Ространснадзор тогда вынес предупреждения компаниям «ВИМ-авиа», «Сибирь», «Красноярские авиалинии» и «Башкортостан».

Кристина Тухтарова 29 декабря вместе с сотнями других россиян ночевала в чешском аэропорту в Пардубице: самолет «Красноярских авиалиний» не прилетел за пассажирами. Причем людей никто не предупредил, поэтому они прошли паспортный контроль и уже не могли выйти обратно на улицу.

«В загоне, где мы были вынуждены провести все это время, было крайне душно, — вспоминает Кристина. — Детям пришлось тяжело: в аэропорт дважды вызывали «скорую». Оба раза из здания выпускали только детей (и то только в машину «скорой»), родителей оставляли нервничать все в том же загоне.

В итоге, говорит Кристина Тухтарова, рассвирепевшие мужчины из числа российских пассажиров сумели вырваться на взлетно-посадочную полосу и фактически захватили пустой самолет другой российской компании. В результате долгих переговоров с участием представителей консульства «Красноярские авиалинии» заплатили компании, которой принадлежал свободный лайнер, и он отвез россиян на родину. Москвичка Елена Яблокова минувшим летом столкнулась с обратной проблемой. Ее чартерный рейс на Кипр из «Домодедово» улетел без нее. По словам Елены, время вылета несколько раз переносили. И хотя Елена вместе с семьей зарегистрировалась на рейс за 50 минут до вылета, из-за огромной очереди на паспортный контроль и досмотр они не успели к самолету.

В итоге Яблоковым пришлось купить новые билеты, чтобы их путевки не превратились из «горящих» в «сгоревшие». Ни авиаперевозчик, ни турфирма не стали компенсировать дополнительные расходы. В случае конфликта с чартерными авиаперевозчиками, например, при длительной задержке рейса, необходимо написать заявление в претензионную комиссию авиакомпании, приложив билеты и все необходимые чеки, говорит адвокат Роман Островский. Но, по его словам, доказать свою правоту будет все равно очень сложно: у авиаперевозчика всегда есть шанс отвертеться, объяснив задержку вылета объективными обстоятельствами, например непредвиденной поломкой двигателя.

Министерство транспорта готовит изменения в законодательство, ужесточающие ответственность авиаперевозчиков (в особенности — чартерных) перед пассажирами. Как отметил Тимур Хикматов, пресс-секретарь Минтранса, наибольшие споры вызывает размер компенсационных выплат за задержку вылета. «Поправки в законодательство, проходящие сейчас согласование в ведомствах, предусматривают повышение компенсации до 300 рублей за час задержки вылета», — рассказал Хикматов.

Как пояснил Роман Пахомов из «ВИМ-авиа», эти расходы все равно лягут на плечи пассажиров. Именно этим и объясняется обещанное им подорожание билетов.

Что нужно знать пассажирам чартерных рейсов:

  • Низкая стоимость билета обеспечивается тем, что туроператор обычно выкупает рейс целиком почти по себестоимости.
  • Чартерные билеты не подлежат обмену и возврату, ведь в данном случае авиабилет — просто часть вашего тура. Вопросы обмена и сдачи такого билета ни Гражданским, ни Воздушным кодексами не оговорены.
  • Действующее законодательство устанавливает ответственность авиаперевозчика только перед пассажирами, которые уже прошли паспортный контроль. В случае задержки рейса авиакомпания должна обеспечить горячее питание каждые три часа, а также размещение в гостинице.
  • На данный момент компенсация за задержку вылета — 25 рублей за каждый час задержки, но не более 50 процентов от стоимости билета.
share
print