Истории

Правильные развлечения

Какие бывают игры, и что они значат в жизни вашего чада

Игра — основное занятие дошкольника. В ней развиваются мышление, память, внимание, воображение, складываются навыки общения со взрослыми и сверстниками, проигрываются тревожащие ребенка переживания. Игра приоткрывает дверь в мир взрослых: дети примериваются к ролям мамы, учителя, врача, водителя.

Одобрение взрослого и его участие в играх является важным фактором развития. И по тем или иным причинам недоигравшие дети испытывают впоследствии специфические трудности в учебе и общении.

По уровню продвинутости игры и содержанию сюжетов специалисты судят о развитии ребенка, наличии у него психологических проблем. Какие же бывают игры, и какова их роль?

Предметные игры. Это в основном для совсем маленьких детей. Задача таких игр — изучение окружающего мира. Малыш исследует встретившиеся на пути предметы. Кидая, стуча, облизывая, разламывая вещи, ребенок познает свойства материального мира, а подражание старшим помогает познакомиться с функциями предметов.

Подвижные игры. Сопровождают ребенка долгие годы, постепенно видоизменяясь от простой беготни и возни к играм по правилам: догонялки, резиночки, классики, спортивные игры. Необходимость соблюдать правила учит контролировать собственное поведение, договариваться со сверстниками, решать спорные моменты.

Сюжетно-ролевые игры. В них проживаются одновременно два плана — реальный и условный (игровой придуманный сюжет). К старшему дошкольному возрасту игры усложняются: сюжеты становятся интересными и развернутыми, ребенок с легкостью принимает игровую роль.


Недоигравшие дети испытывают впоследствии специфические трудности в учебе и общении.

Признаком развития является способность ребенка сочинить последовательный сюжет и согласовать его с другими участниками игры, а также выразительно изобразить выбранный персонаж, используя речь, интонации, мимику, жесты.

О высоком развитии игры свидетельствует также словесная замена некоторых действий («Ну, вот, поспали уже!», «Быстренько поели») без их реального проигрывания. Это указывает на то, что игра сыграла свою роль в жизни ребенка и переходит во внутренний план — в область воображения, а ребенок приближается к тому этапу, на котором он перерастет ролевые игры.

Режиссерская игра. Протекает чаще всего в одиночестве, не требует согласования действий с другими детьми и поэтому предоставляет прекрасные возможности для не очень общительных детей с богатой фантазией. Протекает она с множеством игрушек (часто мелких) — солдатиков, куколок, фигурок зверей. Ребенок как режиссер разыгрывает со своими актерами сюжеты боев, семейных сцен, волшебных сказок. Такая игра, отличающаяся обычно сосредоточенностью и увлеченностью процессом, близка по сути к художественному творчеству.

share
print