Истории

Туры без гарантии

Часть мелких туроператоров может прекратить работу

Возможно, не все российские туроператоры доживут до лета.

Туристы, собирающиеся летом на отдых, рискуют забронировать поездку в фирме, которая подлежит закрытию, и потерять деньги.

С 1 июня каждый туроператор, организующий заграничные поездки, обязан найти пять миллионов рублей, которые, по новым правилам, должны обеспечивать ответственность компании перед клиентами. Не всякая компания, особенно мелкая, может позволить изъять из оборота такие средства до начала летнего сезона, и часть операторов потеряет право работать. Но пока неизвестно, какие именно фирмы покинут рынок.

«Веселуха» Тамара Сильянова, худрук детского ансамбля танцев. «Веселуха» из Строгино, боится бронировать тур для поездки коллектива на фольклорный фестиваль в Португалию в конце июля, хотя деньги и документы нужно подавать сейчас.

Еще до начала сезона отпусков туроператоры должны обзавестись финансовым обеспечением —  пять миллионов рублей.

Сильянова рассказывает, что, конечно, могла бы обратиться к более крупному туроператору, которому не грозит закрытие. Но это стоит дороже: не все родители смогут заплатить на 200-300 долларов больше.

«Сейчас [нет] никакой гарантии, что турфирма, к которой я обратилась, заплатит страховку и останется на рынке, — говорит Сильянова. — Я очень боюсь, что они просто соберут деньги и исчезнут. Одно дело, если бы я оформляла [путевку] себе, а так едет 35 детей».

Мелкие компании По новым правилам, туроператоры должны получать финансовое обеспечение своей деятельности. Для международного туризма это 5 миллионов рублей (через год эта сумма удвоится).

Получить обеспечение можно, застраховав ответственность или получив банковскую гарантию. Затем туроператор подает заявку на включение в реестр Агентства по туризму.

«Для крупных туроператоров это не проблема», — объясняет Дарья Бондаренко, юрист «Мостревела». Ее компания уже получили страховку на 5 миллионов рублей. Но для более мелких фирм такой вариант может не сработать: им просто не дадут страховку. И, соответственно, они не смогут работать.

Некоторые туроператоры уже исчезают, собрав деньги с туристов и не выполнив своих обязательств, говорит Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. Но утверждать на 100 процентов, что это связано с изменениями в законодательстве, нельзя.

Вообще же, по мнению Тюриной, нововведения не снимают главной проблемы — экстренных выплат при банкротстве компаний. Если отель для туристов оказался неоплаченным, а туроператор исчез, то деньги сразу никто не заплатит. Их можно будет получить только по возвращении на родину.

Гарантии По правилам, с лета, если оператор не выполнил договор и суд признает нарушение прав клиента, то ущерб будет возмещать страховая компания или банк, гарантировавшие финансовое обеспечение (те самые 5 миллионов рублей). Прежде приходилось судиться с туркомпаниями, а зачастую к моменту разбирательства этих фирм уже не существовало, и возмещать ущерб было некому.

В мае, до начала действия новых правил, Денис Лазарев, пресс-секретарь Ростуризма, советует работать только с проверенными операторами.

С начала июня туристам должны предоставлять сведения о реестровом номере и компании, обеспечившей фингарантию. Данные лучше перепроверять, считает Лазарев. Реестровый номер можно узнать на сайте Ростуризма.

share
print