Истории

Принудительные пожертвования для Храма Христа Спасителя

Бизнесмены получают из управ факсы с просьбами пожертвовать на «благоукрашение храма». Правозащитники называют это формой рэкета

«Согласно утвержденному префектом ЮЗАО плану-графику привлечения средств на благоукрашение Храма Христа Спасителя задолженность Вашей организации на 25.04.2007 составила 20 000 рублей. Прошу принять срочные меры по ликвидации имеющейся задолженности», — факсы такого содержания поступили в ряд частных компаний, расположенных в Юго-Западном округе Москвы.

Правозащитник Алексей Навальный называет рассылку таких бумаг «узаконенным рэкетом». Городские власти отказываются от комментариев.

На Храм Копии двух факсограмм, рассылаемых управой района Коньково, прислал Александру Лебедеву, депутату Госдумы, аноним, работающий в одной из компаний, получивших такие послания. Факсы были адресованы владельцам нескольких автозаправочных станций, расположенных на территории района.

Это неэтично, но не противозаконно. Нельзя запретить организациям просить», — Андрей Князев, адвокат

В первом документе, подписанном Олегом Трубецких, главой управы, сообщается, что «во исполнение поручения префекта ЮЗАО А.В. Челышева» управа района Коньково просит оказать благотворительную помощь на благоукрашение храма Христа Спасителя в сумме 20 тысяч рублей. «Копию квитанции об оплате прошу направить в управу района Коньково», — гласит факс.

Другой факс, подписанный замглавы управы Смирновым, сообщает уже о задолженности по оказанию помощи.

В Управляющей компании «Магистраль» подтвердили факт получения соответствующих факсов. Причем не только из коньковской управы, но и из администраций разных районов, в которых находятся автозаправки «Магистрали».

«Насколько я знаю, в адрес многих организаций, в том числе и индивидуальных частных предпринимателей, приходят подобные факсы, — рассказывает Наталья Новичкова, руководитель одного из департаментов «Магистрали». — У нас уже есть определенный круг организаций, которым мы помогаем».

По словам Натальи Новичковой, представитель компании ходил на совещание в префектуру, где ему подтвердили, что власти действительно выступают посредниками при собирании пожертвований на храм. «Было принято положительное решение. Наша компания свои обязательства на эту тему выполнила», — говорит Новичкова.

Рэкет или благотворительность? «Это такая узаконенная форма рэкета», — считает Алексей Навальный, председатель Комитета защиты москвичей.

«Все предприятия, которые работают на территории управы, которые связаны с обслуживанием населения, их заставляют в добровольно-принудительном порядке делать всякие отчисления на социально-экономические [расходы] района», — говорит Навальный.

По его словам, предприниматель, конечно, может отказаться, но тогда получение любой необходимой бумажки в управе превратится в очень большую проблему.

Депутат Лебедев уже отправил запрос в Генпрокуратуру, чтобы там разобрались, являются ли подобные требования властей вымогательством. Однако, как говорит Андрей Князев, столичный адвокат, доказать это практически невозможно. «Это неэтично, но не противозаконно, нельзя запретить организациям просить», — заключил он.

«Столичные власти используют бизнес как дойную корову, — говорит Александр Лебедев. — Власти вообще не должны заниматься подобного рода сборами, это противозаконно. Это должны делать сами организации, для которых собирают деньги. Как только обращаются власти, подспудно возникает административное давление. В данном случае имеет место совершенно откровенный административный произвол».

Патриархия против Не одобрят сбор пожертвований через муниципальные структуры и в Московской Патриархии. «В принципе, о самой практике принудительных поборов ничего одобрительного сказать нельзя», — сказали в пресс-службе Московской Патриархии.

К бизнесменам-иностранцам городские власти не пристают с требованиями о благотворительных пожертвованиях. «Ничего подобного я не слышал», — рассказывает Андерс Берьессон, сотрудник шведской юридической фирмы Mannheimer Swartling.

По его словам, в Швеции такая ситуация невозможна. «В Стокгольме недавно ремонтировали оперу. Участвовали и местные предприниматели, но деньги просила сама опера. Власть не бывает посредником при благотворительных сборах, я бы очень удивился, если бы такое случилось», — говорит Андерс.

Андрей Метельский, депутат Мосгордумы от «Единой России», считает, что все эти факсы — подделка и провокация. «Но если это имеет под собой какую-то реальную основу, то это говорит о бестактности, некомпетентности, неповоротливости и непрофессионализме работников исполнительных органов власти на местах, и с этим надо разбираться».

В управе района Коньково, префектуре ЮЗАО и в мэрии Москвы комментировать историю с рассылкой факсов не стали.

Фонд Храма Христа Спасителя

  • Что это? Фонд зарабатывает деньги самостоятельно, например, сдавая в аренду гаражи, находящиеся под храмом. Одно машиноместо в подземном паркинге стоит 400 рублей в сутки.
  • Парковка Фонд зарабатывает деньги самостоятельно, например, сдавая в аренду гаражи, находящиеся под храмом. Одно машиноместо в подземном паркинге стоит 400 рублей в сутки.
  • Банкеты Можно заказать и банкетные залы в здании храма. Аренда зала церковных соборов на 1 300 человек за сутки стоит 330 тысяч рублей. Есть и трапезные палаты: аренда патриаршего зала на 250 персон — 75 тысяч рублей, Сергиевского зала на 200 человек — 50 тысяч рублей.
  • Химчистка В комплексе открыта химчистка. Почистить пиджак можно за 450 рублей, свитер — за 300 рублей. Все эти цены были указаны на Интернет-сайте Фонда в открытом доступе. Однако после того, как история с факсами стала известна общественности, с сайта исчезли расценки.
  • Чей храм? Сам храм Христа Спасителя находится в федеральной собственности и не передан на баланс Патриархии.
share
print