Истории

Из жизни гениев

Пытаясь вырастить вундеркинда, не поломайте ребенку жизнь: даже гениям нужно нормальное детство

Некоторые дети демонстрируют уникальные способности: кто-то в 10-11 лет создает оригинальные изобретения, кто-то может на память воспроизвести всю карту мира, нанеся на нее несколько тысяч наименований, кто-то в раннем возрасте овладевает математикой.

Вундеркинд — ребенок с очень ранним, намного опережающим сверстников развитием. Некоторые из них в семь лет готовы к освоению программ средней и даже старшей школы, в 12-13 поступают в вузы. Но воспитание талантливого ребенка требует от родителей работы над собой: нужно постоянно учиться отличать потребности развития маленького человека от собственных амбиций.

Два типа гениев Различают два типа вундеркиндов. (И в настоящее время практически нет способов в раннем возрасте отличить первый тип развития от второго).

Учитесь отличать потребности развития маленького человека от своих собственных амбиций.

Первый, истинный, сохраняет потенциал и в зрелом возрасте, действительно проявляет себя в ярких неординарных творческих свершениях (например физик Ландау, начавший обучение в вузе в 13 лет).

Второй тип — дети с опережающим темпом развития, который замедляется к подростковому возрасту. И ребенок, который, будучи дошкольником, подавал большие надежды, достигая подросткового возраста, оказывается на одном уровне развития со сверстниками.

Зачастую «вундеркиндами» таких детей делают настойчивые и целенаправленные усилия родителей.

Трудности Жизнь особо одаренных детей не проста: одаренные сверхспособностями в одной сфере, они обычно отстают в развитии других умений, испытывают сложности в общении, а взрослые ожидают от них постоянных побед и свершений. Типична ситуация, когда родители стремятся за счет одаренного ребенка удовлетворить собственное тщеславие. Все силы и энергия вкладывается в развитие и обучение ребенка, который достигает неплохих результатов ценой чрезмерных для его возраста усилий и «перескакивания» этапов необходимых для гармоничного развития. А если через какое-то время ожидания перестают оправдываться?

Психологи предлагают специальный термин: «синдром бывшего вундеркинда», описывающий типичные переживания такого человека — болезненное самолюбие, разочарование в себе и собственных возможностях, обида на окружающий мир, постоянная потребность самоутверждаться, ревнивое отслеживание чужих успехов, внутреннее напряжение, от которого недалеко до серьезного невроза.

Родители Родители должны помнить, что каждый возрастной этап незаменим для развития ребенка: в дошкольном возрасте человек должен «наиграться», а в подростковом «наобщаться».

Необходимо тщательно подходить к выбору образовательных программ, учителей и специалистов, постоянно собирать и анализировать доступную информацию. Ставить перед собой задачу воспитать здорового и полноценного человека, готового самостоятельно строить свою жизнь, а не развитого гения, не приспособленного к реальной жизни. Быть готовым к тому, что изумительные способности ребенка через несколько лет могут перестать быть таковыми, и это не конец света.

share
print