Истории

Муниципальные бюджеты – золотое дно для воров

Практика «откатов» и «экономии» бюджетных средств работает практически везде; в подавляющем большинстве случаев воровство муниципалов остается безнаказанным.

Последние проверки деятельности петербургских муниципалов завершились двумя уголовными делами.

Как сообщила Елена Ордынская, специалист по связям с общественностью городской прокуратуры, заведено дело на главу муниципального округа № 72 Вадима Алексеева и сотрудника 30-го округа («Красненькая речка») Александра Кайданова. Речь идет о растратах городских субсидий, которые были выделены на благоустройство.

…На каждом заасфальтированном дворе можно «заработать» до 300 тысяч рублей. К такому выводу пришли сотрудники научно-производственного центра «Опора», которые проверяли работу по благоустройству девяти дворов в МО «Владимирский» по заказу сотрудников УБЭП.

Общая сумма «экономии» по девяти адресам составила около 1 миллиона 800 тысяч рублей. Глава местной администрации округа «Владимирский» Иван Плюснин уверен, что документ ненастоящий.

«Если бы мы столько украли, нас давно бы уже здесь не было», – уверен он.

Однако в других муниципальных округах города служащие говорят, что практика «откатов» и «экономии» бюджетных средств работает практически везде.

Принципы «экономии»

Самая денежная статья в бюджете муниципального образования – благоустройство. По разным округам она составляет от 10 до 30 миллионов рублей в год. Взаимоотношения между окружной властью и подрядчиками строятся на конкурсной основе.

«Это всегда закрытые конкурсы, – говорит Юрий Бородько, председатель комиссии по благоустройству в МО № 75, – выигрывают их «свои» компании, честных конкурсов нет нигде».

При установке детской площадки подрядчики экономят на щебне, уплотнении, гранитном отсеве. Если сумма нового оборудования не прописана, привозят самое дешевое, лишь бы отчитаться за количество.

Асфальт кладут на старое уплотнение, а потому дороги держатся максимум полгода. «Если подрядчики все свои, то прибыль с благоустройства доходит до 50 %», – говорит источник в одном из муниципальных округов Фрунзенского района.

Подсчеты научно-производственного центра «Опора» приводят к той же цифре. По словам Вадима Камнева, депутата округа «Владимирский», с укладки каждого квадратного метра асфальта можно «сэкономить» около 300 рублей из 649 выделенных.

Другие виды «экономии» менее заметны, но тоже вносят свой вклад в бюджетные растраты. Дворовые ворота можно заказать из более дешевой стали, на глаз этого не выявить. Та же схема – с козырьками над парадными.

Кустарники часто сажают к концу года. К весне выживают 20 из 100 саженцев (было ли их 100, какого они были качества – проверить невозможно) – есть основание снова внести траты в бюджет на следующий год.

«Бывает даже, что отчитываются нынешним годом за площадки, поставленные пять лет назад», – говорит Геннадий Трусканов, глава муниципального совета округа «Автово».

Преступления без наказания

Отсутствие жесткого контроля упирается в структуру муниципального бюджета. Он делится на две части: собственные средства округа и городские субсидии.

Расход собственных денег проверяет контрольно-ревизионная комиссия, которая состоит из депутатов совета. Комиссию, как ни странно, назначает глава местной администрации.

«Это приближенные к главе люди, которые за зарплату просто кивают головами», – считает Вадим Камнев.

Что касается субсидий из городского бюджета, то они контролируются комитетом финансового контроля и контрольно-счетной палатой. Но те обычно лишь дают рекомендации «действовать в рамках законности». Если итоги проверок слишком вызывающи, передают материалы в прокуратуру.

«Но я не слышал, чтобы за 10 лет кого-то серьезно наказали», – говорит Юрий Бородько.

Сами депутаты проконтролировать бюджетные траты не могут – допуск к отчетности дает только глава местной администрации.

В нынешнем году в растратах бюджета уличили Ивановский округ Невского района, округа № 57, 72, «Черная речка».

«Контрольно-счетная палата такие нарушения выявляет постоянно», – говорит Игорь Пахоруков, заместитель председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления.

У муниципалов против проверок - свои средства. «Им всем (проверяющим. – Ред.) можно просто двери не открывать! – говорит источник. – И такое бывало. Они вернулись только через месяц, после того, как главе пришло письмо из прокуратуры. Ну а за месяц сами понимаете, все подчистили».

Только жаловаться

Единственная структура, которая реально может оказать влияние на муниципалитет, – прокуратура. Только под угрозой серьезных проверок и вскрытия асфальта для экспертизы в местной администрации начинают шевелиться.

Для того, чтобы прокуратура вовремя занялась округом, нужна бдительность жителей. Так, детскую площадку на Бухарестской улице, 112 доведут до ума благодаря жалобе женщины, которая увидела из окна, что строительство ведется как попало. Подняла СНиПы и пригрозила муниципалам прокуратурой. В итоге сдачу площадки перенесли с прошлой недели на июнь 2009 года.

Но этот пример – скорее исключение, чем правило.

«Нередко бывает, что сам правдолюб, который пожаловался в прокуратуру, работает в округе и с ним просто не поделились». – Геннадий Трусканов, глава муниципального совета МО «Автово».

Кто есть кто

Муниципальное образование делится на местную администрацию и совет депутатов.

Полномочия местной администрации:

  • разрабатывает бюджет и распоряжается им; 
  • составляет планы и программы развития округа; 
  • исполняет правовые акты муниципального совета, принятые в пределах его компетенции; 
  • управляет и распоряжается собственным имуществом; 
  • занимается озеленением, благоустройством кварталов; 
  • занимается вопросами опеки и попечительства; 
  • ведет архив.

Совет депутатов принимает бюджет, получает отчет о его исполнении, утверждает постановления местной администрации

Распространенные приемы «экономии»:

  1. Благоустройство и озеленение. Покупают дешевое игровое оборудование, укладывают асфальт на старое уплотнение 
  2. Подарки (ветеранам, детям). Выделяется одна сумма денег, закупается в два раза дешевле. 
  3. Экскурсии. Официально заключен договор с туристической фирмой на экскурсионное обслуживание. На деле отдельно заказывается самый дешевый автобус и гид. 
  4. Организация спортивных и развлекательных мероприятий. Муниципалы привлекают своих «помощников» за плату из бюджета.
  5. Продажа справок в отделе опеки. К примеру, справки о жилищных условиях.

Нецелевые растраты:

Ивановский округ (№ 50) – 1 миллион 400 тысяч
МО № 57 – 4 миллиона 458 тысяч
«Черная речка» – 121 тысяча рублей
«Прометей» – 3 миллиона 73 тысячи
«Петро-Славянка» – 879 тысяч рублей

(Из отчета контрольно-счетной палаты от 14 ноября).

share
print