Как быть, если ребенок все делает медленно
Некоторые дети способны своей медлительностью вывести родителей из себя: еще в детском саду к ним пристает прозвище «копуша». Но таким детям не просто живется, и они очень нуждаются в помощи родителей.
Не понукать Индивидуальный темп деятельности определяется особенностями нервной системы, является генетически заданным и лишь в небольшой степени поддается тренировке. По данным исследований, медлительных детей, у которых подвижность нервных процессов невысока, примерно 20 процентов.
Медлительный ребенок постоянно находится в напряжении: ему приходится задействовать резервные ресурсы, жить в условиях ограничения времени, при этом то и дело вызывая раздражение взрослых («Быстрее! Быстрее! Поторопись!»). Реакция на подобную ситуацию — еще большее торможение, то есть ребенок в ответ на понукания и окрики лишь замедляет свои действия.
Темп усвоения информации у медленных детей ниже, чем у сверстников, при этом они могут обладать хорошим интеллектом. |
Есть данные о том, что медлительные дети боле других подвержены неврозам.
Особенно стрессовой оказывается ситуация, когда темп медленного ребенка сильно отличается от темпа наиболее близкого ему взрослого, что приводит к накапливающемуся недовольству и раздражению.
Доброжелательное и спокойное обращение принесет значительно больше пользы, чем понукание. Обязательно нужно хвалить ребенка, если он сделал что-то быстрее, чем обычно, даже если это заняло у него в два раза больше времени, чем у шустрого соседа.
Еще одна черта, определяемая особенностями нервной системы, — сложность в переключении от одного занятия к другому, от одного способа решения к другому. Поэтому «медленных» детей нужно заранее готовить к предстоящим событиям, предупреждая их о планирующихся поездках и мероприятиях.
Ученые определили период, в который наиболее эффективна тренировка подвижности нервных процессов — от четырех до шести лет. Наиболее эффективны игровые приемы, связанные с переходом от быстрых действий к медленным и наоборот, например хлопанье в ладоши с разной скоростью вплоть до предельной. Игры с запретными действиями: ребенок должен повторять все действия ведущего, кроме одного (например, хлопка над головой).
Медленно — не значит хуже Медлительные дети, поставленные судьбой в ситуацию цейтнота, нуждаются в полноценном отдыхе, что необходимо учитывать при планировании занятий. Перегрузка часто приводит к усилению торможения.
Темп усвоения информации у медленных детей ниже, чем у сверстников, при этом они могут обладать хорошим интеллектом. В условиях неограниченного времени «медленный» ребенок может выполнить задание даже более качественно. Проблема в том, что в условиях массового обучения педагоги вынуждены ориентироваться на средний темп работы класса.
Родители могут помочь медлительному младшему школьнику, заранее разбирая с ним следующую тему. Или же уже после ее прохождения в удобном для него темпе повторить пройденный материал. Подрастающего ребенка целесообразно научить следить за временем, подарив часы со стрелками или будильник.