Истории

Вундеркиндерши

Не запрещайте девочкам быть талантливыми

Cреди одаренных дошкольников мальчиков и девочек примерно поровну, а к старшим классам соотношение меняется: на каждых двух талантливых мальчиков — только одна талантливая девочка.

Почему так происходит?

Воспитание
Семейное и школьное воспитание направлено в первую очередь на воспитание у девочек послушания, мягкости, податливости, в то время как любознательность, независимость, соревновательность поощряются в большей степени у мальчиков.

Учителя по-разному относятся к одаренным девочкам и мальчикам. Опросы показали, что они выше оценивают способности мальчиков, считая, что девочки, в основном, берут прилежанием.

Учебники
Анализ школьных учебников показал, что большая часть иллюстраций (66 процентов) изображает мальчиков или мужские персонажи, а в примерах, задачах, упражнениях этот процент еще выше (81 процент). Знакомая художница по этому поводу рассказала, что, получив заказ на оформление учебника по ОБЖ, она представила в редакцию проект иллюстраций с действующими персонажами-девочками, однако проект был отклонен: художнице предложили изменить пол персонажей. В итоге иллюстрации были выполнены другим художником, а девочек осталось совсем немного — и то лишь в тех ситуациях, где они нуждались в срочном и безотлагательном спасении, например, тонули в озере.

Психологи используют термин «маскировка одаренности» — девочки-подростки стараются не проявлять свои способности
Таким образом, неявно реализуется еще один стереотип: девочкам внушается зависимость от других, их неспособность самостоятельно справиться с ситуацией.

Результат
У одаренных девочек к подростковому возрасту формируется целый ряд страхов: боязнь неудачи, сочетающаяся с боязнью успеха, страх утратить женственность, боязнь общественного отвержения, а также недостаток уверенности в себе, настойчивости в достижении цели.

Психологи используют даже такой термин, как «маскировка одаренности» — девочки-подростки стараются не проявлять свои способности (особенно в традиционно «мужских» сферах, таких как точные науки), боясь, что сверстники составят о них неправильное мнение, не будут с ними общаться.

Что делать

  • Исключите из воспитания жесткие наставления о роли мужчин и женщин в этой жизни.
  • Воспитайте в девочке независимость и уверенность в себе.
  • Проявляйте интерес к успехам дочери (в первую очередь, такой интерес важен со стороны отца).
  • Давайте девочке возможность общаться с яркими реализовавшимися в профессиональном плане женщинами.
  • Использованы материалы публикаций Л.В.Поповой
share
print