Истории

Заметки туриста

Не то чтобы мне безумно нравится Вильнюс, просто после его посещения я понял, что именно мне не нравится в Москве. Да, общественный транспорт там тоже платный, и квартиры по местным меркам стоят дорого. Отличия — в деталях.

Что такое ракушки? Первое, что бросается в глаза, — Вильнюс остался таким же просторным городом, каким и был пять лет назад, когда я посетил его впервые. Ни центр, ни спальные районы не трещат по швам от точечной застройки. А старожилы не смотрят телевизор соседей из новостройки, неожиданно выросшей напротив, всего в двадцати метрах.

Мои литовские друзья, у которых я останавливаюсь, живут в спальном районе Вильнюса. Я бы сравнил его с Тропарево-Никулино. Тоже престижный район, который активно начал строиться в восьмидесятые годы. Тоже, вроде, окраина, но и до центра недалеко. Но за пять лет в жилой застройке не изменилось ничего. Никого не уплотнили, детскую площадку не снесли, и заборов вокруг домов не понастроили.

Стоянка запрещена. Москва, ТЦ «Атриум». Фото Артура Торосяна

Зато там есть места для парковки. И это в городе, где практически каждая семья имеет автомобиль (подержанные иномарки там не облагаются пошлинами и стоят в полтора-два раза дешевле, чем у нас).

Тот месяц, что я в общей сложности был в Вильнюсе, я ни разу не встречался с проблемой парковки в спальных районах. Там даже не надо было делать и одного круга вокруг дома, чтобы найти заветное место. Никто не пытается огородить их, натянуть цепочку или вкопать столбик: это запрещено.

Когда я спросил своего литовского друга Андрюса: «А у вас ставят ракушки?»— мне пришлось потом объяснять, что такое ракушки.

Для детей и взрослых Как пешеходу, который еще и возил детскую коляску, мне понравилось, что практически везде есть пандусы: при заходе в подъезд, на пешеходных переходах и на уличных лестницах. В Москве, гуляя с ребенком, я чувствую себя участником соревнований по конкуру.

В плюс Вильнюса я записал и новые детские площадки. Они небольшие, но очень функциональные. Мне, как отцу одиннадцатимесячного мальчика, больше всего понравились два приспособления специально для самых маленьких: небольшая каруселька и качели. Карусель — это металлический блин метрового диаметра с четырьмя поручнями. В нее встроен такой механизм, что сильно раскрутить ее нельзя. И качели не обычные, а выполненные как пластмассовые шорты, в которые сажаешь ребенка и не боишься, что он из них выпадет.

Но больше всего меня поразило, что если стоит знак «парковка запрещена», то никто не пытается оставить под ним свою машину. Я тут же вспомнил Тверскую улицу, когда эвакуатор увозит автомобиль, а за ним стоит машина и ждет, когда освободится место.

А еще там есть велосипедные дорожки, даже в центре. По ним ездят велосипедисты, и туда не имеют права заезжать автомобилисты. И не заезжают. Водителям также запрещено нарушать границы полос для общественного транспорта.

Я люблю Москву, я здесь родился и вырос, и я хочу, чтобы в моем городе, кроме всего прочего, можно было без проблем запарковаться в собственном дворе и прокатиться без проблем на велосипеде. А не смотреть, как город превращается в одну большую стройку.

share
print