Новости

Не навреди

Когда я работал в больнице им. Кащенко и Институте психиатрии, в моей практике таких случаев не было. Но люди приезжали со всего Советского Союза, из всех уголков нашей необъятной Родины. И они рассказывали о подобных инцидентах, когда людей насильно и незаконно отправляли в психлечебницы. Но все равно страдали, в основном, люди с психическими расстройствами.

В Москве такое, конечно, вряд ли распространено. А на периферии, куда трудно добраться с проверками, подобные вещи возможны. Случай с Ларисой Арап похоже именно на такую историю.

Судя по тому, как этот случай описан [в прессе], Ларису Арап насильно и незаконно поместили в психбольницу. Совершенно очевидно, что были нарушены законы.

По закону поместить человека принудительно в психиатрическую лечебницу можно только в двух случаях: если пациент опасен для себя самого, то есть если у него суицидальные мысли, и если он опасен для окружающих. Ни первого, ни второго в данном случае, по-моему, не было.

Это решение должно приниматься комиссионно. Сначала одна комиссия, потом другая комиссия — уже в больнице. В течение 48 часов должен быть поставлен диагноз, а дальше, если родственники хотят забрать пациента, то дело передается в суд. Насколько я знаю, ничего этого [в истории с Ларисой Арап] не произошло.

Не хочется говорить обо всей психиатрии, но в данном случае очень похоже именно на карательную психиатрию. Ведь Лариса Арап в разговоре с журналистами наехала на местных врачей.

Психиатрия — это серьезная наука, в ее услугах нуждаются сотни тысяч людей. И в этом смысле в Мурманске действительно произошла ужасная история. Эти психиатры должны нести двойную ответственность. Во-первых, они навредили человеку, а главная заповедь врача — не навредить. А во-вторых, они навредили и самой психиатрии, в очередной раз дискредитировав ее.

Предыстория В Мурманской области Ларису Арап, активистку оппозиционного Объединенного гражданского фронта (ОГФ), насильно забрали в психиатрическую больницу, когда она пришла за справкой для водительских прав. По мнению руководства ОГФ, Лариса пострадала за то, что рассказала журналистам о карательных методах, процветающих в местных психиатрических клиниках. Врачи говорят, что Арап не совсем адекватна.

share
print