Новости

Отчаянные домохозяйки

Востоковед из Сергиева Посада создала профсоюз работников домашнего хозяйства

Нас нельзя купить или запугать, и нам нечего терять, кроме своих кастрюль. Так говорят о себе домохозяйки на сайте проф- союза «8 марта».

Идея создать эту организацию в начале этого года пришла в голову сорокапятилетней Марине Ракше, матери пятерых детей, во время просмотра ток-шоу, в котором домохозяйки рассказывали о своей доле. «Я подумала, что каждая женщина по отдельности ничего не добьется, а вот если всех объединить в одну организацию, — это другое дело», — говорит она.

Работающие иждивенцы С точки зрения права, домохозяйки являются иждивенцами. «Работникам домашнего хозяйства» не начисляется стаж, что потом сказывается на пенсии, не оплачивают больничные. В России около 35 миллионов домохозяек, и многие из них вынуждены сидеть дома, даже если и хотели бы устроиться на работу, рассказывает Ракша. Кроме того, считает она, у матери должно быть право самой решать — отдать ребенка на воспитание государству или растить самой, а сейчас этого выбора нет.

Организация Профсоюз начал работу в марте, но в нем уже состоит порядка 15 тысяч человек из 20 городов. Членские взносы — 20 рублей в месяц. Организация никем не спонсируется. Помощь, на которую могут рассчитывать его члены, — это помощь от таких же домохозяек и домохозяев, среди которых врачи, юристы, педагоги. Они помогают в случае чего профессиональным советом.

Взносы идут в три фонда: кассу взаимопомощи, где можно перехватить денег до зарплаты, фонд материальной помощи на непредвиденные расходы и средства, из которых предоставляются беспроцентные ссуды.

Активисты «8 марта» работают на общественных началах.

Марина Ракша по специальности востоковед. У нее пятеро детей, все мальчики, старшему 22 года, тройняшкам по 20 и самому младшему — 18 лет. Ее муж Денис занимается бизнесом. «Многие считают, что я сумасбродка, от скуки стала собирать домохозяек», — рассказывает Марина, но сама полагает: то, что она делает, совершенно серьезно.

Трудные перспективы Евгения Некрасова из Южного Медведково вырастила троих детей и говорит, что экономические права неработающих матерей нужно защищать: «Мой муж работал в двух местах, чтобы прокормить семью. Представляете, какая была бы помощь семьям, если бы государство платило нам, домохозяйкам, зарплату».

Организацию, подобную «8 марта», давно пора было создать, считает Мария Арбатова, писательница и феминистка. Но она не уверена, что у профсоюза что-то получится: «В мужском обществе вырасти из дамского клуба в серьезного противника очень тяжело».

В профсоюзе полагают, что пока в организации мало членов, на нее будут смотреть как на экзотику. Но если в «8 марта» войдет много членов, то профсоюз станет реальной силой.

share
print