Истории

В Москве станет меньше школ

Новые веяния: малокомплектные московские школы будут объединяться и укрупняться. Иначе не выживут

В Москве станет меньше школ, и это неплохо, считает Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы.

С прошлого года изменился принцип финансирования учебных заведений. Теперь объем выделяемых средств напрямую зависит от количества учеников. Как следствие, некомплектные школы могут перестать существовать: их объединят с другими школами.

Конкуренция До 2006 года государственные школы получали из бюджета столько средств, сколько нужно, независимо от того, сколько в них училось детей. Теоретически учебному заведению, в котором училось 300 человек, могли дать столько же денег, сколько и школе с тысячей учеников.

Теперь школа может чувствовать себя экономически свободно, если в ней учится свыше тысячи детей

Теперь бюджет формируется по-другому: количество учеников умножается на базовый тариф, равный (для общеобразовательных школ) 35 тысячам рублей. В итоге получается сумма, исходя из которой выплачивается зарплата учителям и покрываются текущие расходы по содержанию школы. Таким образом, школы заинтересованы в увеличении числа учеников.

«Возникает здоровая конкуренция за детей, которая положительно отразится на образовательном процессе, — считает Евгений Бунимович, отвечающий в Гордуме за вопросы образования. — Например, в одном микрорайоне две школы. Одна переполнена, а в другой недобор. Зачем создавать искусственные очереди? Лучше открывать больше классов на базе соседней, более популярной школы». Плюс учителя вряд ли станут отказываться принять ребенка в первый класс.

Реорганизация В этом году в разных округах уже реорганизованы 32 школы, из которых в итоге получилось 16 образовательных учреждений. Такие реорганизации происходят, как правило, если в одной из школ, расположенных рядом, недобор, а в другой — перебор.

Например, в Северо-Западном округе Центр образования №1874 поглотил 154-ю школу, в которой до объединения было 330 детей, хотя здание могло вместить 600 человек. При этом Центр образования раньше был перегружен. Теперь же ученики более равномерно распределены по двум зданиям.

Для учеников ничего не меняется, только название, утверждает Валентина Спиридонова, из управления образования СЗАО.

Экономика Малокомплектной считается школа, где учатся менее 300 человек. При новой системе формирования бюджета таким школам трудно будет выжить, считает Бунимович.

Теперь школа может чувствовать себя экономически достаточно свободно, если в ней учится свыше тысячи детей, говорит Марина Смирницкая, из управления образования ЦАО.

«В нашем округе в прошлом году около 30 школ закончили год со «сверхприбылью». То есть после вычета всех расходов у них на счетах оставались некоторые суммы. Самая большая — 5 миллионов», — рассказывает Смирницкая. Эти деньги директор теперь может потратить, например, на закупку дополнительного оборудования или ремонт.

Правда, в округе есть около 30 школ, которым еле-еле хватает денег на необходимые траты. Они-то и есть потенциальные претенденты на реорганизацию.

Сомнения Конкуренция нанесет системе образования только вред, считает Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. «В классах будет учиться по 30-40 человек, — говорит он. — У нас есть норматив — не меньше 25 человек, но верхней планки нет».

Принятая российским правительством американская модель финансирования школ не очень хорошо подходит под наши реалии, считает Комков. Учителя должны думать не о том, где достать деньги, а об образовательном процессе. А так их ставят в условия, когда им надо думать, как набрать побольше детей, а не как их обучить.

share
print