Истории

Когда ребенок капризничает

Нытье и капризы — это характеристика взаимоотношений ребенка со взрослым.

«Купи-и-и, купи-и-и-и…», «эти штаны не хочу-у-у..» — нытье и капризы знакомы всем родителям. И в ответ на эти протяжные звуки в душе рождается раздражение: «Прекрати нытье! Сколько раз я тебе говорила, нельзя так разговаривать!»

Впрочем, маленький манипулятор эффекта уже добился: ваше внимание полностью посвящено ему и его нуждам, а ваше душевное равновесие поколебалось, и значит, вы стали более управляемы.

Нытье не является проблемой ребенка, нытье и капризы — это характеристика взаимоотношений ребенка со взрослым.

Замкнутый круг Маленький ребенок часто не в состоянии разобраться со своими переживаниями, а тем более выразить их словами. Поэтому большинство детей начинают капризничать: когда они устали, плохо себя чувствуют, хотят внимания. Если родители своевременно реагируют на эти сигналы, то кратковременное нытье не переходит в стойкую привычку.

Маленькие дети нетерпеливы, им кажется, что «потом» никогда не наступает.

Если же родители игнорируют или не понимают потребности ребенка, в их взаимоотношениях может возникнуть замкнутый круг: ноющие нотки в голосе ребенка вызывают раздражение родителей, родители срываются, переходят на крик, через некоторое время, успокоившись, испытывают чувство вины, и ситуация зачастую завершается тем, что ребенок получает то, что он хотел.

Что делать? Если нытье ребенка стало серьезной проблемой, проанализируйте соответствующие эпизоды, посмотрите на них со стороны, представьте, что они записаны на видеокамеру. Понаблюдайте, что делает ребенок, что говорите вы сами, интонации голоса, в какой момент вы срываетесь и теряете контроль. В результате таких наблюдений, скорее всего, вы увидите, что сценарий «изныванья» уже сформировался, и ребенок успешно его использует.

Впрочем, вам станет понятно, как с этим бороться: стоит разрушить привычный ход событий, внеся в него элементы разнообразия. В тот момент, когда по сложившейся традиции вы должны выйти из себя, пошутите или неожиданно вспомните о чем-то «очень важном», о чем необходимо срочно сообщить маленькому манипулятору. Определите, какие ситуации наиболее «капризогенны» и подумайте, как можно их избежать (например, посещать магазин без ребенка).

Уясните желания ребенка. Спокойно просите его объяснить свои переживания нормальным голосом, иначе вам трудно его понять. Попробуйте переключить внимание малыша при помощи игрушек, рассмешить его («Вот и собачка ничего не поняла, думает, что это Петя просит, может быть, он хочет… и далее-самое немыслимое в этой ситуации предположение»). Главное — сохранять юмор и спокойствие, подавая ребенку пример доброжелательных интонаций.

В спокойной ситуации, когда ребенок в хорошем настроении, проиграйте с ним эпизоды капризов: вместе посмейтесь над куклой, которая ноет в магазине, выпрашивая конфеты. Предложите малышу в этой игре роль мамы — и вы увидите, как он сам воспринимает происходящее.

Маленькие дети нетерпеливы, им кажется, что «потом» никогда не наступает. Важно, постепенно приучать ребенка мысленно представлять последовательность событий, которые ему предстоят. «Конфеты мы купим сейчас, потом погуляем, а когда придем домой, ты пообедаешь и съешь одну». Главное — не забывать свои обещания и обязательно поощрять терпеливое ожидание законным призом.

share
print