Истории

Подкастинг как средство народной журналистики

Сегодня, чтобы создать свою видео- или радиопередачу и сделать ее доступной для прослушивания или просмотра, не нужно быть профессиональным журналистом, иметь зарегистрированную частоту или обладать дорогой аппаратурой.

Сегодня, чтобы создать свою видео- или радиопередачу и сделать ее доступной для прослушивания или просмотра, не нужно быть профессиональным журналистом, иметь зарегистрированную частоту или обладать дорогой аппаратурой.

О чем угодно Это называется подкастинг. Любой человек у себя дома может записать передачу на любую тему и опубликовать ее в интернете. Из этих подкастов на специальных сайтах формируются ленты, организованные по рубрикам или по авторам. Далее слушатель, зритель или читатель может подписаться на интересующую его рубрику и получать материалы на персональный компьютер и закачивать их на мобильное устройство (например, плеер iPod).

Подкастеры — ведущие передач — говорят в своих роликах о чем угодно: о кошках и компьютерах, цветах и велосипедах и просто о том, «как я провел день». Подкасты делают самые разные люди: начиная от школьников и заканчивая взрослыми дядьками, говорит Василий Стрельников, теле- и радиоведущий, автор проекта Russian Podcasting.

В подкасты можно не только наговорить и наиграть, но и поставить видео. Принцип тот же самый: все ролики помещаются в тематические категории и распространяются через подписку.

Авторы 33-летняя Леся Агейкина, пиар-директор, осваивает видеоподкастинг и выкладывает видеоролики в Сеть. Она считает, такой опыт поможет ей в работе. Телевидение «уже давно не отвечает потребностям опытных пользователей Сети, которые привыкли к постоянному интерактиву, — говорит Агейкина. — Когда до авторов материала невозможно дозвониться, достучаться, вступить с ними в диалог, повлиять на них, это неинтересно».

Путь в программу «Сам себе режиссер» или в новостной выпуск большого телеканала долгий, а в интернете через полчаса ролик могут увидеть не только друзья, но и весь мир, считает Олег Козырев, писатель и сценарист. Олег регулярно публикует в сети ролики, которые снял сам. «Мне бы очень хотелось снимать видео только о семье, только о городе, только о творчестве, — говорит Козырев. — Но если рядом происходит что-то острое, говорю и об этом».

Радио и теле 27-летний Павел Шошин регулярно скачивает и слушает подкасты с электронной музыкой. «Это как радиопередача, которую можно послушать в любое время», — говорит Шошин. Подкасты удобны — нужно просто подписаться на ленту обновлений и они сами к тебе идут, говорит Павел.

Аудиоподкастинг не может быть конкурентом сегодняшнему FM-радио, считает Дмитрий Казнин, ведущий радио «Сити-FM». Радиостанции, по мнению Казнина, сегодня стремительно развиваются и активно ищут новые форматы.

При этом Дмитрий полагает, что сервисы видеоподкастинга уже успешно конкурируют с телевидением, потому что оно деградирует и не может удовлетворить потребности зрителей.

На популярности видеоподкастинга сказываются цензурные ограничения на телевидении, считает Олег Козырев. В выпусках новостей материал проходит обработку, а в интернете можно, например, услышать речь политика без купюр.

Узнать о подкастинге:
Аудио: http://rpod.ru
Видео: http://ru.youtube.com, http://rutube.ru

Советы начинающим
Если Вы хотите стать аудиоподкастером
  • Не делайте ничего, если не знаете, что сказать аудитории.
  • У каждого человека уникальная жизнь, и в ней нужно найти то, что может быть интересно другим.
  • Если сказать нечего, а радиопередачу записать все-таки хочется, то можно обратиться к слушателям, попросить совета. Но, как правило, это не срабатывает.
Василий Стрельников, радиоведущий

Если Вы хотите стать видеоподкастером
  • Не увлекайтесь записыванием и выкладыванием чужого. Лучше создайте свое, зато уникальное.
  • Всегда носите с собой видеокамеру, запасные аккумуляторы и кассеты.
  • Если вы стали свидетелем уникального события, лучше не поспите ночь, но выложите его первым.
  • Не забывайте про монтаж, оставляйте самое интересное. Вырезайте проходные куски.
  • Реальный звук события и видео обычно все зрителю расскажут.
  • Не забывайте рассказывать о ролике, чтобы его все же кто-то посмотрел.
Олег Козырев, писатель

Ответственность Ролик, публикуемый в интернете, не должен разглашать тайну личной жизни, содержать пропаганду фашизма, насилия, порнографию или личные оскорбления. Иначе автора можно привлечь к ответственности.

Максим Домбровицкий, адвокат
share
print