Истории

С большой натяжкой

Выборы официально признаны состоявшимися, но проигравшие партии говорят о фальсификациях: «Единая Россия» выиграла, но не с таким большим отрывом

Некоторые способы фальсификации итогов голосования

Исправление бюллетеней. В бюллетенях, которые остались после голосования (избиратели не пришли) ставятся галочки за нужную партию.

Переносные урны. Бригады, которые ездят с переносными урнами к людям, голосующим дома (инвалиды или заболевшие), получают дополнительные бюллетени и проставляет галочки нужной партии.

Испраление протоколов. Сотрудники участковой избирательной комиссии исправляют данные в итоговом протоколе до внесения данных в ГАС «Выборы».

"Карусель". На входе в участок стоит человек, который предлагает избирателю деньги, за то, что он проголосует за конкретную партию. Избиратель должен вынести свой бюллетень с участка и фактически обменять на деньги. Следующий избиратель, согласившийся проголосовать на таких условиях, получает бюллетень предыдущего с отметкой в нужной графе и опускает в урну, а свой чистый бюллетень отдает на выходе. И так далее.

"Вертолет". Делается много фальшивых открепительных талонов, которые выдаются жителям других регионов. Их сажают в автобус и под видом экскурсии возят по городу. Они заходят на различные избирательные участки и голосуют по открепительным за «нужную» партию.

Вброс. Перед началом выборов в урны закидываются бюллетени с голосом за нужную партию.

Голосование на чужом участке. Между участковой избирательной комиссией и штабом конкретной партии существует предварительная договоренность. В УИКе назначается специальный человек, к которому подходят люди из штаба, и он им незаконно выдает бюллетени, несмотря на то, что эти люди прикреплены к другому участку. Эти избиратели голосуют либо по открепительным, либо их регистрируют вместо тех, кто не пришел голосовать.

Без нарушений во время избирательной кампании в Государственную Думу «Единой России» вряд ли удалось бы набрать конституционное большинство, считает Аркадий Любарев из Независимого института выборов.

В субботу Центризбирком (ЦИК) признал выборы состоявшимися и действительными. Оппозиция считает иначе. КПРФ, СПС и «Яблоко» собирают доказательства фальсификаций в день выборов, которые повлияли на исход голосования, после чего подадут иск в суд и попытаются отменить результаты думской кампании 2007.

Новый протокол Григорий Белонучкин день выборов провел в качестве наблюдателя от КПРФ в избирательных комиссиях Долгопрудного. Он говорит, что стал свидетелем фальсификаций.

После подсчета голосов в участковом избиркоме (УИК) подписывается протокол об итогах голосования. На оригинале протокола ставится штамп и подписи председателя комиссии и его зама, копия протокола, отдается наблюдателям.

Затем оригинал протокола отвозят в территориальную избирательную комиссию (ТИК), и данные заносят в компьютерную систему ГАС «Выборы». «Сфальсифицировать результаты можно только пока они не отправились в ГАС «Выборы». Потом уже невозможно», — считает Белонучкин.

По словам Григория, с некоторых долгопрудненских УИКов поступали протоколы, которые значительно отличались от тех, что были изначально подписаны и проштампованы в присутствии наблюдателей. Например, в протоколе УИК №305 значилось, что «Единая Россия» набрала 68,36 процента. Когда наблюдатель, присутствовавший на участке, сверил эти данные с теми, что были указаны в копии первоначального протокола, оказалось, что «Единой России» приписали почти 20 процентов голосов (в оригинале за нее проголосовали 47,91 процента). Получается, после подписания первого протокола (копию которого получили наблюдатели), он был заменен другим.

Такие же исправленные протоколы поступили и с некоторых других участков. Под давлением наблюдателей председателям комиссий, уличенных в подлоге, пришлось еще раз переделывать протоколы, возвращая первоначальные цифры. Однако некоторые председатели, например УИКа №320, не стали делать это.

Подозрения Антон Чубуков и Илья Карпюк, работавшие наблюдателями, на двух соседних участках в Краснопресненском районе, говорят о «странностях» при голосовании. На 96-м участке, где находился Карпюк, никаких претензий у наблюдателей не было. Там «Единая Россия» получила 42,97 процента.

А Чубукову председатель комиссии не разрешил присутствовать при подсчете, его выгнали с участка, после того как он высказал предположение о подлоге.

«В 22:20 член избирательной комиссии — дедушка-коммунист — нашел в куче десять аккуратно сложенных вместе бюллетеней, — рассказывает Чубуков. — Вброс! Председатель не сомневался долго — приказал развернуть и сложить в общую стопку. Я засомневался, позвонил в штаб СПС юристу и воспроизвел ситуацию». После этого наблюдателя удалили с формулировкой «За совершение действий, препятствующих работе избирательной комиссии».

На этом участке (соседнем с 96-м) «Единая Россия» получила 89.26 процента.

Разница В Москве в 45 районах работали комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) (машины с автоматическим подсчетом голосов, которые ставятся вместо традиционных урн), рассказывает Аркадий Любарев из Независимого института выборов. А в 76 районах голосование проходило традиционным способом.

На выборах 2003 года по количеству голосов, поданных за «Единую Россию», разница между этими районами составляла 1,5 процента, а на этот раз — 6 процентов. «В районах, где стояли КОИБы, «Единая Россия» набрала 49,8 процента, в остальных — 56,1», говорит Любарев.

Недовольные и довольные «Мы сейчас по всей стране собираем доказательства фальсификаций на выборах и готовим иск в суд, — говорит Илья Яшин, кандидат в депутаты от «Яблока». — Ведь голоса не только приписывали «Единой России», но и наши занижали».

Кроме фальшивых итоговых бюллетеней наблюдатели от «Яблока» зафиксировали еще несколько нарушений. Среди самых распространенных —голосование по фальшивым открепительным удостоверениям. В Москве, утверждает Яшин, активисты «Яблока» остановили два автобуса с людьми, которые ездили по разным избирательным участкам и голосовали за «Единую Россию».

Владимир Плигин, Депутат Думы пятого созыва от «Единой России», считает, что выборы прошли честно, и никаких фальсификаций не было: «Очень убедительные результаты, эти результаты совпадали с оценками независимых экспертов».

Рассуждая о результатах выборов в Чечне, где партия власти набрала 99 процентов голосов, Плигин сказал, что «нужно исследовать отдельные ситуации».

Выборов без фальсификаций не бывает вообще, нигде, говорит Максим Кононенко, член политсовета партии «Гражданская сила», которая набрала на выборах чуть больше одного процента.

«Имеет смысл сомневаться в результатах выборов, если есть ощущение, что фальсификации были больше 10 процентов. Если фальсификации находятся в пределах 2-3 процентов — это нормально», — говорит Коненко.

Нарушения, которые были до выборов: использование административного ресурса и давление на избирателей, дали гораздо больший результат, чем фальсификации в день выборов, считает Андрей Бузин, председатель Межрегионального объединения избирателей.

Зачем? Партия власти и так одержала бы победу на выборах, считает Аркадий Любарев, но благодаря натянутым процентам они получили конституционное большинство в Думе.

Путину это нужно для того, чтобы таким образом воздействовать на будущего президента, говорит Алексей Мухин, политолог.

«Конституционное большинство может инициировать и довести до конца процедуру импичмента, если что-то пойдет не так. Он [Путин] будет иметь нетривиальный инструмент воздействия на президента», — говорит Мухин.


 


 


 


 


share
print