Новости

С чувством глубокой вины

Генпрокуратура предложила сократить область применения статьи Конституции о презумпции невиновности.

«Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность», — это не я придумал, это так в Основном законе написано. Но прокурорам кажется, что, если исходить из того, что гражданин априори виноват, то им будет гораздо легче бороться с коррупцией. Странно, что особого возмущения в обществе эта инициатива не вызвала.

Мне кажется, нашей стране давно не по пути с этим буржуазным предрассудком о какой-то там презумпции. Ведь в нас и так постоянно культивируют комплекс собственной виновности.

Скажем, хочет молодой человек получить загранпаспорт, чтобы съездить в Турцию или в Гоа. Так ему для этого нужно принести справку из военкомата о том, что он не скрывается от армии. А если он вдруг окажется брезгливым и не захочет доказывать свою добропорядочность, то ни в какое Гоа он и не отправится, а будет отдыхать в лучшем случае на курортах Краснодарского края.

Или решит гаишник, что вы, двигаясь на личном автомобиле, чего-то пересекли, где-то превысили или не туда повернули. А вы не пересекали, не превышали, не поворачивали. И приведет этот спор вас в суд. Обычное дело. Кому там поверят на слово, без веских доказательств? Правильно, не вам. Вот вы и доказывайте теперь.

Заставляют вас в магазине сдать сумку в камеру хранения. Почему? А потому что можете что-нибудь украсть и в эту сумку спрятать. Простая мысль, что подавляющее большинство посетителей ничего воровать не собираются, не приходит в голову даже самим посетителям. Сдают, как миленькие.

Так же безропотно мы возим с собой в машине кучу ненужных бумаг, чтобы в случае чего доказать, что мы эту машину не угнали.

Любая операция с землей или недвижимостью — это вообще необходимость доказать сначала, что ты не верблюд, потом — что не козел, затем — что не баран, и в заключение — опять: что не верблюд.

Мы уже привыкли жить с этим чувством, оно не вызывает ни возмущения, ни ропота. Так что прокурорская идея упала на благодатную почву, которую регулярно вспахиваем мы сами.

share
print