Истории

Омбудсмен для третьего «А»

В столичных школах, возможно, появятся уполномоченные по правам ребенка

Штатные уполномоченные по правам ребенка могут уже этой весной появиться во многих столичных школах. Среди педагогов отношение к новой затее неоднозначное, одни считают ее правовым ликбезом, другие — поощрением стукачества среди школьников.

Проект. Сейчас в столичном департаменте образования готовится программа «Столичное образование-5», в ней проработаны направления развития школ на ближайшие два года. Один из пунктов — появление в 15 процентах московских школ (в 300 из 2 тысяч) омбудсменов, которые будут регулировать конфликты между учителями, учениками и их родителями, оказывать детям психологическую и юридическую помощь.

«Эксперимент по введению уполномоченных по правам ребенка сейчас проводится в 100 школах Южного округа и хорошо себя зарекомендовал. Поэтому этот опыт, скорее всего, расширится», — сказал Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы департамента образования.

За. «Сейчас ребенок все чаще нуждается в защите и от педагогов, и от своих родителей», — говорит Алексей Головань, председатель Ассоциации уполномоченных по правам ребенка. По его словам, главная задача уполномоченного — это правовое просвещение детей.

Светлана Мелина, уполномоченный по правам ребенка и одновременно завуч гимназии №1527, рассказала, что омбудсмены выбираются голосованием учителей, учеников и родителей. В школе проводится мероприятие «Открытый микрофон»: собираются ученики и учителя и открыто высказывают претензии друг к другу. Поднятые вопросы омбудсмен выносит на педсовет.

«У нас уже несколько лет есть уполномоченный, мы всем довольны. Если есть конфликт, и ребенок о нем рассказывает, я не считаю это доносом», — сказал Александр Паньков, директор школы №629.

Против. «Омбудсмен будет следить за каждым шагом, выискивать, к чему придраться. Вовсю станет процветать стукачество. Я с надзирателем не буду работать», — считает Владимир Гармаш, директор школы №760. По его мнению, защищать права ребенка и разрешать конфликты должен директор.

Эту точку зрения разделяет Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. «Если директор не может в школе навести порядок и проследить, чтобы права его учеников не нарушались, то гнать такого директора надо», — сказал он. Комков считает, что в Москве есть достаточно инстанций, где ребенок может защитить свои права, а институт уполномоченных по правам ребенка — это лишний элемент.

Перспектива. Расширится ли эксперимент по внедрению омбудсменов в московских школах, решится в апреле этого года, когда программа «Столичное образование-5» будет приниматься правительством Москвы. «Наша комиссия единогласно одобрила [это] предложение», — сказала Татьяна Потяева, зампредседателя комиссии по образованию Мосгордумы. По ее словам, будет подниматься вопрос и о зар-плате для омбудсменов, сейчас они работают на общественных началах.

На что чаще всего жалуются школьники:

  • Форма одежды (учеников заставляют приходить в школу в одежде официального стиля, а учителя одеваются свободно).
  • Оценки (в конце четверти некоторые ученики подозревают, что им занизили оценку).
  • Мобильный телефон (учеников заставляют выключать телефоны на уроках, а учителей — нет).
  • Питание (плохо кормят в столовой).
  • Учебный процесс (недовольны уровнем преподавания).
  • Домашнее задание (много задают на дом на выходные).

Источник: Алексей Головань, Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.

share
print