Истории

Подземный сбыт

Как купить ненужную вещь и потом никогда не найти продавца? Прокатитесь по Филевской линии

Рюкзак, фонарик, линза, лопата и кошелек — все это вам продадут прямо в метро. Незаконно, разумеется.

На Филевской линии людей, торгующих в вагонах, больше, чем на любом другом отрезке подземки, утверждает Максим Мошкин, замначальника милиции общественной безопасности на Московском метрополитене. Голубая ветка — самая удобная для такой торговли.

Правила незаконной торговли «Добрый день, уважаемые пассажиры. Всем приятного пути и хорошего настроения. А я сегодня предлагаю вам уникальную схему метрополитена, благодаря которой можно рассчитать время в пути», — говорит мужчина, на вид лет 30–35. Он демонстрирует пассажирам вагона заламинированный листок бумаги, на котором изображена схема метро. Рассказав о прелестях схемы, мужчина идет по вагону и продает ее всем желающим.

Трудно заставить себя нажать кнопку вызова машиниста, когда крупных размеров мужчина рекламирует рядом с тобой небольшой топорик и молоток.

Точно так же работают продавцы и других товаров. Около минуты рекламируют и демонстрируют продукцию, затем продают товар заинтересовавшимся людям.

11 марта за одну поездку по дороге от «Киевской» до «Кунцевской» встретилось четыре «коробейника».

Хороший звук «Торгуют только на тех участках метрополитена, где поезда выходят на поверхность, — рассказывает Дмитрий Головин, начальник пресс-службы Московского метрополитена. — На улице уровень шума меньше, следовательно, продавца лучше слышно».

Филевская линия именно потому и популярна у «коробейников», что большая ее часть проходит по поверхности: сейчас на этой линии торговля начинается от станции «Киевской» и не прекращается до конечной точки — станции «Кунцевская».

«Коробейники» выходят на работу примерно в 11 часов утра. И заканчивают ее около 16:00, избегая часов пик: в переполненных вагонах предлагать какой-либо товар невозможно физически. Выходные дни не интересуют продавцов, так как уменьшается количество людей в метро.

Не так уж дешево Юлия Швец, юрист Московского общества защиты прав потребителей, говорит, что покупки в метро крайне невыгодны для потребителей. «В случае неисправности или брака предъявить претензии будет некому», — объясняет она. Кроме того, узнать, соответствуют ли нормам предлагаемые в метро вещи и изделия, тоже не представляется возможным.

Цена на некоторые товары оказывается выше, чем в обычных ларьках и магазинах.

Нажми на кнопку Торговля в вагонах метро запрещена правилами Московского метрополитена. Но административная ответственность за нарушение — штраф от 100 до 500 рублей.

УВД «ведет ежедневную работу по выявлению «коробейников», утверждает Максим Мошкин, но только «они достаточно хитры, и поймать их за руку удается не всегда».

Помочь сотрудникам милиции могут сами пассажиры метрополитена. Увидев в вагоне продавца, следует подать сигнал водителю (при помощи кнопки связи с машинистом). Он сообщит о продавце на станцию или полку сопровождения. При остановке поезда продавца уже будут ждать на платформе милиционеры. «Мы всегда признательны пассажирам, которые помогают нам», — заверяет Мошкин.

На практике сообщить водителю поезда о торговце оказывается не так-то просто. Трудно заставить себя воспользоваться кнопкой, когда крупных размеров мужчина рекламирует небольшой топорик и молоток.

share
print