Истории

Государство поощряет граждан сообщать о безобразиях

Пожаловавшись на загрязняющий реку завод, можно будет и спасти водоем, и заработать.

Минприроды собирается выплачивать премии гражданам, сообщающим об экологических преступлениях. Эта практика не нова: государственные органы давно пользуются услугами доносителей и платят за информацию деньги.

Минприроды. Инициатива вознаграждать деньгами осведомителей заложена в проекте Экологического кодекса, который сейчас разрабатывается. Как говорится в официальном сообщении Росприроднадзора, руководители предприятий нередко пытаются скрыть факты нарушения природоохранного законодательства, а потому надо стимулировать граждан сообщать об экологических преступлениях.

Материальное поощрение будет выплачиваться не всем жалобщикам, рассказывает Олег Митволь, замглавы Росприроднадзора, а лишь когда экологический ущерб будет доказан и взыскан через суд. Тогда гражданин, сообщивший о нарушении, сможет претендовать на определенный процент от взыскиваемой с нарушителя суммы.

Сколько. Процент, который, по сути, и будет премией, пока не определен. По словам Николая Гудкова, замруководителя пресс-службы МПР, суммы, налагаемые судом за экологические преступления, могут достигать десятков миллионов рублей, а значит, и вознаграждение будет ощутимым. Чиновники также обозначили приблизительный масштаб экологических преступлений, жалобы на которые будут отмечены деньгами, — это разлив нефти, вырубка лесов, загрязнение водоемов промышленными отходами.

МВД. Подобная практика существует и в других ведомствах. Поощрить за информацию, полезную для следствия, могут и МВД, и ФСБ, и Госнаркоконтроль.

Конкретных расценок здесь также нет. Как сообщили в пресс-службе МВД, в каждом случае принимается индивидуальное решение в зависимости от уровня серьезности уголовного дела и важности полученной информации. К примеру, в прошлом году милиция Великих Лук (Псковская область) обещала выплатить 400 тысяч рублей за информацию о пропавших детях. Но если брать более заурядные случаи, то размер премии, как правило, составляет две-три тысячи рублей.

Наркотики. От Госнаркоконтроля вознаграждение получают граждане, сообщившие об особо значимых преступлениях. «Например, о крупном наркотрафике или деятельности объединенной преступной группировки», — говорит Михаил Ламцов, сотрудник пресс-службы Госнаркоконтроля.

Ежемесячно борцы с наркотиками поощряют пять-шесть человек. Размеры премий плавают. К примеру, в Иркутской области, где в прошлом году на вознаграждение осведомителей было выделено 1,2 миллиона рублей, за сообщение, позволившее изъять от 5 до 100 граммов героина или кокаина, можно было получить 20–50 тысяч рублей.

ФСБ. Чекисты рассказывать о своей работе с осведомителями не захотели.

ФСБ, как и МВД, ведет оперативно-розыскную деятельность, а значит, может премировать граждан, сообщающих им нужную информацию, объясняет Максим Корякин, сотрудник Генпрокуратуры из управления по взаимодействию со СМИ.

Суммы поощрений у ФСБ разнятся как ни у какого другого ведомства или министерства. К примеру, за информацию, которая помогла бы в поимке Шамиля Басаева, ФСБ в 2004 году обещало 10 миллионов долларов.

Налоговики. Когда существовала Федеральная служба налоговой полиции, за сообщения о налоговых преступлениях доносчику полагалось 10 процентов от сокрытой суммы. После упразднения ведомства в 2003 году закончились и премии.

Сейчас Федеральная налоговая служба периодически обращается к населению с просьбой сообщать о работодателях, выплачивающих зарплату в конвертах, или соседях, сдающих квартиру без заключения договора.

«Мы открыли онлайн-сервис, куда граждане могли сообщать об известных им незаконных схемах, используемых на рынке недвижимости, — говорит Айлит Байчурина, сотрудник пресс-службы ФНС. — Пришло очень много жалоб, сознательные налогоплательщики очень нам помогли».

Тем не менее, финансовой благодарности за информацию информаторы не дождались. По словам Байчуриной, сообщая о налоговых нарушениях в ФНС, гражданин защищает свои права, а не пытается заработать.

Моральный аспект. Доносительство в России всегда считалось зазорным делом. Однако донос на соседа, неплатящего налог, и жалоба на промышленное предприятие, загрязняющее реку, или чиновника, вырубающего лес, вещи все-таки разные, считает Лев Левинсон, эксперт Института прав человека.

share
print