Истории

Из чего складывается цена бензина?

Больше половины цены бака мы отдаем государству

В субботу 24 мая пройдет акция автомобилистов «Марш пустых канистр». Ее участники намерены протестовать против необоснованного, по их мнению, роста цен на бензин.

Сегодня его цена в России сопоставима с ценой в странах, импортирующих горючее. Главная причина непрекращающегося подорожания — высокие налоги и акцизы, привязанные к мировой цене на нефть.

Недовольные С начала года цена на бензин в Москве выросла на 12 процентов — такие данные приводит Российский Топливный Союз (РТС). Литр АИ-92 в среднем стоит 22,7 рубля, АИ-95 — 24,3 рубля.

Один и тот же налог взимается со всей нефти, независимо от того, идет она на экспорт или на внутренний рынок, и этот налог постоянно растет

То, что в добывающей стране стоимость нефтепродуктов перевалила за отметку в один доллар, автомобилисты называют ценовым беспределом.

Протест адресован, прежде всего, властям, заявляет Вячеслав Лысаков, лидер движения «Свобода выбора», организовавшего акцию. Ведь львиная доля стоимости одного литра бензина — налоги и акцизы, идущие в госбюджет.

Автомобилисты намерены потребовать от руководства страны, чтобы цены на топливо в России были на уровне стран-экспортеров нефти, не выше 15-16 рублей за литр.

Государство. «Исходя из внешней цены на нефть, в России рассчитывается экспортная пошлина, НДПИ* и акциз», — рассказывает Григорий Сергиенко, исполнительный директор РТС. Один и тот же налог взимается со всей нефти, независимо от того, идет она на экспорт или на внутренний рынок.

«С помощью налогов государство забирает у нефтяников сверхприбыль, но и при этом и в наш карманчик запускает руку», — говорит эксперт.

Поэтому, мы находимся в положении не лучшем, чем страны-импортеры, те же США, где, кстати, налоговая составляющая в конечной цене на бензин, по данным Евгения Аркуши, президента Московской топливной ассоциации, — не более 20 процентов.

Что нужно изменить Система, при которой чем выше цена на нефть, тем больше величина уплачиваемого нефтяниками налога, устанавливалась, когда нефть стоила 20-30 долларов за баррель, говорит Вячеслав Буньков, аналитик компании «Атон». Сейчас, когда за баррель дают 130 долларов, очевидно, что формула устарела.

Похоже, просьбы нефтяников отвязать НДПИ на нефть, идущую на внутренний рынок от мировых цен, были услышаны. Правительство намерено ввести дифференцированные акцизы. Их понизят для высококачественного бензина, и повысят для низкокачественного. Также планируется уменьшить величину НДПИ и экспортной пошлины. Новые формулы расчета, вероятно, обнародуют до конца лета.

Но, по мнению Григория Сергиенко, потребителям от этого лучше не будет: нефтяники направят появившиеся средства на разведку новых месторождений и модернизацию заводов.

А если не менять? В этом случае цена будет расти так же быстро. «Когда мировые цены высокие, компании предпочитают экспортировать все больше нефти, и предложение на рынке может оказаться ограниченным», — предупреждает Буньков. И это — на фоне все возрастающей потребности в топливе, вызванной повышенным спросом на автомобили, отмечает Сергей Ежов, замдиректора Топливно-энергетического независимого института.

Недостаток бензина, а значит и подорожание, может быть также спровоцирован и тем, что многие заводы приостанавливают работу для модернизации производства в соответствии с новыми экологическими стандартами Евро-3. К тому же в этом году в России в первый раз за десять лет упала добыча нефти. По мнению Вячеслава Бунькова, это тоже отразится на ценах.

Узнать больше: об акции «Марш пустых канистр» — www.19may.ru

Литр бензина АИ-92: за что мы платим?
Себестоимость добычи нефти 1,50 рублей
Расходы на переработку 0,30 рублей
Расходы на транспорт и маркетинг 3,80 рублей
Прибыль нефтяных компаний 2,30 рублей
Прибыль заправок 1,40 рублей
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 6,00 рублей
Акциз 2,70 рублей
НДС 3,50 рублей
Налог на прибыль 1,20 рублей
Итого: 22,70 рублей

share
print