Истории

Долг родины

Жены и дети молодых людей, призванных в армию, брошены государством на произвол судьбы

«Мой сын говорит: как же так, я служу в армии, долг свой отдаю, а мои жена и ребенок никому не нужны», — рассказывает Елена Кадурина.

Нынешний призыв стал первым, когда в войска забирают молодых отцов: они лишились права на отсрочку. Их женам государство обещает финансовую поддержку. Однако из-за плохо написанного закона, семьи, где отцы уже служат, не получают из бюджета ни копейки.

Без мужа, без пособий. Михаил, сын Елены Кадуриной, был призван в декабре 2006 года. Месяц назад у них с женой Эльмирой родился сын Алеша. Эльмире приходится жить за счет родителей мужа.

Органы соцзащиты пособия ей платить отказываются. Из армии мужа досрочно не увольняют. «Дали три дня отпуска, чтобы жену с ребенком из роддома забрал, и все, — рассказывает Елена Ильинична, мама Михаила. — Больше, сказали, до конца службы не положено».

По словам свекрови, Эльмира не очень уютно чувствует себя без мужа. «Скучает сильно и нас немножко побаивается, все-таки мы чужие люди, не родители», — продолжает Елена Ильинична.

Руслане Холодковой 21 год. Ее муж Андрей Маринин в армии с мая 2007 года. Их сын Никита родился в апреле этого года: он был зачат во время отпуска Андрея. Руслана и Никита сейчас выживают только за счет свекрови Натальи Александровны — государство им ничем не помогает.

Наталья Александровна работает в службе озеленения, и максимальный ее заработок, по словам Русланы, — 20 тысяч рублей в месяц. «Это если она и в ночную смену работает», — уточняет Холодкова. Помимо невестки и внука на плечах женщины муж и черный спаниель Кокки.

Себе женщины ничего не покупают, все деньги уходят на ребенка и погашение кредитов, которые постоянно берет Наталья Александровна, чтобы заплатить за квартиру.

«Едим в основном макароны, суп», — признается Руслана. Из-за скудного рациона у молодой матери пропало молоко, сына пришлось перевести на искусственное вскармливание. В месяц требуется шесть упаковок смеси, по 230 рублей каждая, подсчитывает расходы Руслана. Еще нужны две упаковки памперсов по 500 рублей, «капельки, чтоб живот не болел, мази, погремушки».

Казуистика. По закону, чтобы семья военнослужащего, оставшаяся на год или полтора без кормильца, могла выжить, государство должно платить: единовременное пособие для беременной матери 14 тысяч рублей и пособие на ребенка 6 тысяч рублей в месяц.

Но из-за того, что в законе, определяющем порядок таких выплат, неправильно расставлены знаки препинания, возникает двусмысленность. По сути документ подразумевает, что все солдатские жены, беременные или родившие, получают право на господдержку с 1 января этого года, объясняет Валентина Мельникова, ответственный секретарь Комитета солдатских матерей. Но чиновники трактуют положение закона иначе: выплаты положены семьям только тех военнослужащих, кто был призван с 1 января 2008 года.

Получается, что ребята, которых призвали в 2006 и 2007 годах, право на отсрочку уже потеряли, а их семьи права на господдержку еще не приобрели.

Заложниками ситуации оказались в том числе и семьи Русланы Холодковой и Эльмиры Кадуриной.

Жертвы запятой. Так происходит по всей России. Странная трактовка закона, по словам Ирины Ананьевой, юриста Рязанского Комитета солдатских матерей, поставила на грань выживания жен и детей солдат.

«Мама грудничнка не может прокормить себя, устроившись на работу, так как она физически должна быть рядом с ребенком, — говорит Ирина. — Положение женщины и жизнь ребенка полностью зависят от того, есть ли у них близкие родственники, и в каких она с ними отношениях».

В понедельник Комитет направил письмо с призывом защитить права матерей и жен солдат Дмитрию Медведеву, президенту России. Также «Солдатские матери» подготовили обращение в следственный комитет с требованием начать уголовное расследование действий органов Минздравсоцразвития, которое и отвечает за выплату пособий.

От самого министерства получить комментарий по этому поводу не удалось, так как сотрудники, по данным пресс-службы, все эти дни были на семинаре по охране здоровья детей, проходившем в Центре международной торговли.

Пресловутая запятая в законе «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Как сейчас : БЕЗ ЗАПЯТОЙ. «...право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка <...>, возникает у лиц, указанных в [отсылка к закону], при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 года».
В этой формулировке получается, что «начиная с» — это предлог, и он относится к слову «призыв», и фразу можно понять так, что право распространяется только на тех, кто был призван после 1 января этого года. Так трактуют чиновники.

Как должно быть: С ЗАПЯТОЙ. «...право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка <...>, возникает у лиц, указанных в [отсылка к закону], при призыве граждан на военную службу, начиная с 1 января 2008 года».
В этой формулировке «начиная с» — деепричастие, относящееся к глаголу «возникает». Теперь фраза означает, что право распространяется на всех, кто служит по призыву, и это право начинает действовать с 1 января 2008 года.

share
print