Новости

Российские заключенные теперь больше не достойны помилования

В России практически перестали миловать осужденных.

Об этом говорит статистика, озвученная после смерти Анатолия Приставкина, писателя, советника президента по вопросам помилования. В 90-х годах осужденных миловали тысячами, сейчас счет идет на единицы.

Цифры. В 2007 году в России не было помиловано ни одного осужденного, в этом году — пока только один. Для сравнения, в 1995 году помиловали 4988 человек. Для одних амнистия означала выход на свободу, для других — уменьшение срока на несколько лет, для третьих — замену смертной казни на пожизненное заключение.

Комиссия Приставкина. Осужденных миловали в те годы, когда в стране действовала Комиссия по помилованию при президенте России, возглавляемая Анатолием Приставкиным.

Комиссия была создана в 1992 году, в нее входили такие люди, как Булат Окуджава, Лев Разгон, Роберт Рождественский, Мариэтта Чудакова. За первые восемь лет своей работы комиссия добилась помилования 57 тысяч человек, в среднем более семи тысяч за год.

В 2000 году было помиловано 12 тысяч человек.

А в 2001 году Комиссию обвинили в излишней гуманности и расформировали.

Почему не милуют.  «С тех пор как перестала действовать комиссия Приставкина, осужденных практически не миловали», — рассказывает Валерий Абрамкин, директор Центра содействия реформе уголовного правосудия.

Расформированную комиссию Приставкина было решено заменить на региональные комиссии при губернаторах. А самому писателю предложили курировать этот процесс в должности советника по помилованию при президенте. «Он очень много времени уделял этой работе, и далеко не все региональные комиссии были казенными, однако число помилований сократилось в тысячи раз, — констатирует Абрамкин. — Потому что подготовленные в регионах ходатайства отклонялись в Москве».

По словам правозащитника, во времена Ельцина, если и были случаи отклонения ходатайств, то единичные. «В экстренных случаях, когда осужденный был при смерти и требовалось срочное помилование, Приставкин лично ходил к Ельцину за подписью, — вспоминает Абрамкин. — А в последние годы даже арестанты перестали писать — видят, что идея помилования превратилась в надувательство».

Последние годы жизни Анатолий Приставкин посвятил вопросам амнистии. «Видел, что не милуют, пытался подойти с другой стороны, — поясняет Валерий Абрамкин. — Была у него задумка сделать хорошую масштабную женскую амнистию».
share
print