Истории

Строгинский залив обогатили стерлядью

В Строгинский залив выпустили молодняк стерляди. Эта ценная рыба семейства осетровых исчезла из Москвы-реки в 1938 году. Сейчас ученые пытаются восстановить ее популяцию

На причале яхтенного порта «Строгино» было людно: первоклашки в сопровождении учителей, представители столичного департамента природопользования, пишущая и снимающая братия. Над причалом возвышался большой кубический аквариум из оргстекла. Внутри сновали молодые стерлядки. От куба вниз, к водам залива вел прозрачный желоб. По нему стерляжий молодняк должен вскоре отправился в самостоятельное плавание.

Сеголетки. В воде между мостками, разделяющими причальные места, были протянуты садки. В них также копошились молодые рыбешки. Туда стерлядь запустили два дня назад, чтобы дать ей акклиматизироваться и посмотреть, все ли в порядке, пояснил ведущий специалист департамента природопользования Москвы Иван Кормилицын.

«Эта рыба очень чувствительна к чистоте воды. Как только она чувствует себя плохо, то сразу всплывает кверху брюхом», - и Иван зачерпнул сачком несколько стерлядок, чтобы перетащить их в «пусковой» аквариум.

«Какие мальки?! Не обижайте! Это – молодь, - говорит Алексей Ахундов, заведующий в департаменте сектором биоразнообразия. – Правильно их называть сеголетками».

Сеголетка – значит рыбка, появившаяся на свет в этом году. Где – большой секрет.

Ахундов сказал лишь, что рыбное хозяйство, разводившее эту стерлядь, находится в северных районах Подмосковья. Уточнить место он отказался, потому что хозяйству один раз уже был нанесен большой вред.

Стерлядь как барометр. Выпуск стерляди в Строгинский залив уже четвертый по счету. Два были осуществлены в 2005 году, еще один – в 2006. Несмотря на праздничную обстановку, это еще и серьезный научный эксперимент. Его цель не только в том, чтобы разнообразить фауну залива и Москвы-реки и восстановить исконный московский вид рыбы.

«Стерлядь – индикаторный вид. Ареал его распространения - это биологическое доказательство качества воды. Сколько стоит проводить ежегодно мониторинг водоемов? Это гигантские деньги! Одна маленькая стерлядочка, пойманная в реке, уже говорит: качество воды хорошее», - рассказал Ахундов.

Эксперимент стал возможен благодаря масштабной очистке Строгинского залива от хлама и грязи. В том числе с использованием естественных «мусорщиков»: сюда запустили множество двустворчатых моллюсков, каждый из которых очищает до 40 литров воды. В 1980-1990-е здесь было грязновато, а теперь, по словам Ахундова, Строгинская пойма - самое чистое место в Москве, и вообще в мегаполисах мира.

Не счесть икринок. Стерлядь живет в среднем 12-15 лет. Размножаться она начинает с четвертого года жизни. Одна самка выметает до 50 тысяч икринок. По словам Ахундова, если хотя бы одна пара хорошо отнерестится, то хватит на весь водоем.

С другой стороны, если стерляди начнут размножаться, остро встает вопрос охраны самок с икрой от браконьеров. А с этим пока проблемы из-за за реорганизации, затеянной пару лет назад в Мосрыбводе (так называется столичная Рыбоохрана), говорит Ахундов.

Ловись, рыбка. Обычным же рыбакам, тем, кто орудует не сетями, а разрешенной снастью, запрещать вылов стерляди никто не будет. «Стерлядь очень трудно словить. Она ходит у самого дна на большой скорости и только в определенных местах», - говорит Ахундов.

Люди с удочками на другом берегу залива, в один голос заявили, что эту рыбу пока не встречали. Хотя на отсутствие разнообразия живности в водоеме они не жалуются: попадались лещ, судак, белый амур, жерех.

«В основном идут окунь и плотва, – говорит Сергей Воронин, рыбак-любитель со стажем, который ловит в том числе и на донку. – Есть бычки-подкаменщики. А стерлядь… Ни разу не видел. Даже не слышал».
share
print