Новости

Именем нормальных граждан...

Президент подписал поправки в УПК: теперь приговоры коллегии присяжных могут быть изменены в сторону ухудшения.

В тоже время начался процесс по делу Сергея Левина — присяжного на суде по делу Френкеля. Он обвиняется в попытке развалить дело и дать взятку. Все поняли: это пиар-поддержка вышеупомянутого нововведения. Сейчас нам покажут, почему народу нельзя доверять вершить правосудие.

Не знаю, правда ли подговаривал Левин своих коллег за 25 тысяч рублей выйти из процесса, как утверждает следствие. Но даже если так, это не повод  ограничивать права присяжных.

В январе я участвовала в коллегии присяжных по уголовному делу. Я провела месяц с 17-ю среднестатистическими москвичами в комнате для заседаний. Они были разные, но все серьезно подошли к исполнению своих обязанностей. Мы постоянно обсуждали детали дела и все хотели вынести самое правильное решение.

Процесс не был политическим, и многие скажут, что поэтому на нас и не давили. Возможно. Но для участников процесса он был не менее важным, чем дело об убийстве Козлова или дело Политковской: принимать решение о человеческой судьбе одинаково сложно, будь то знаменитость или никому не известный гражданин.

Пусть не все громкие дела доверят присяжным. Но даже если десятки или сотни обыкновенных уголовных дел будут рассматриваться народными судьями, то в двенадцать раз больше людей (12 человек — состав коллегии присяжных) будут заново учиться умению анализировать факты, подтверждать мнение аргументами, и самое главное — принимать ответственные решения. Учиться быть гражданами.

Мы шутили: если, не дай Бог, окажемся когда-нибудь на скамье подсудимых, обязательно потребуем суда присяжных. Этого же, между прочим, потребовал и Левин: говорит, что хочет быть судимым «равными ему».

share
print