Истории

Тариф «Незваный»

Пользователи мобильной связи и интернета платят за услуги, которые не заказывали

Если вам пришло SMS-сообще-ние, с виду похожее на рекламу, не удаляйте его, не прочитав.

Иначе, возможно, вы не узнаете, что вам без спроса подключили новую услугу и платить по счетам придется больше.

СЛУЧАЙНО. Москвичка Инна Шкарбанова случайно узнала от друзей, что когда они звонят ей по телефону, то вместо гудков слышат песню Константина Никольского. Оказывается, компания «МТС» подключила ей функцию «Goodok», суть которой в замене сигналов при ожидании вызова на разные мелодии.

Сначала «Goodok» работала в тестовом бесплатном режиме, а через две недели со счета стали снимать по 50 рублей в месяц. Девушке когда-то приходила SMS с уведомлением, но она не стала ее читать: подумала, что это обычная рекламная рассылка.

Инна не знает, сколько денег сняли со счета за музыкальное сопровождение вызовов. «Я просто хотела избавиться от надоедливой музыки, деньги возвращать не стала», — рассказывает она. Девушка позвонила в службу технической поддержки, и ненужную опцию отключили.

Сколько денег компаниям удается заработать на услугах, подключенных таким образом, — неизвестно. Но за прошлый год сотовые операторы большой тройки («МТС», «Билайн», «Мегафон») получили около 20 миллиардов рублей на дополнительных услугах. Это порядка 15 процентов от чистой прибыли, говорит Сергей Половников, консультант из агентства AC&M, которое изучает рынок мобильной связи.

Эксперт: Услуга, которая была подключена без согласия абонента, является навязанной, а значит, незаконной. Деньги, удержанные с клиента, должны быть возвращены.

НЕ ПОНЯЛИ. Примерно по такой же схеме абонентам компании «Акадо», провайдера интернета и спутникового телевидения, фактически навязали лишний телеканал «Твой каприз».

Компания предупредила клиентов, что подключила новый телеканал. Но некоторые из них не поняли, что через месяц бесплатного пользования надо отказаться от услуги, иначе за нее придется платить 80 рублей в месяц. В итоге деньги регулярно списываются со счетов абонентов.

ЗА И ПРОТИВ. Услуга, которая была подключена без согласия абонента, считается навязанной, а значит, незаконной, утверждает Дмитрий Янин, председатель Конфедерации обществ защиты прав потребителей. А все деньги, которые оператор собирал за подключенную таким образом услугу, должны возвращаться клиенту в полном объеме.

Ничего незаконного в подключении дополнительных услуг без спроса нет, не согласен Сергей Половников. «Во всем мире практика продаж по принципу try and buy [«пробуй и покупай»] широко распространена», — говорит Ирина Осадчая, представитель МТС.

Кроме того, операторы сотовой связи и провайдеры рассылают SMS с предупреждениями и размещают объявления о подключении новых услуг у себя на сайте — то есть в открытом источнике. Если же человек не заходит на сайт и стирает сообщения в своем телефоне — это его проблемы, считает Половников.

Как телекоммуникационные компании
заставляют тратить лишние деньги
СОТОВАЯ СВЯЗЬ
Смена тарифов. Например, если тариф перестает действовать, номер автоматически переключают на другой, более дорогой.
Подключение дополнительных опций. Например, рассылки новостей или мелодий вместо гудка. Подключаются сначала в тестовом, бесплатном режиме, а когда промопериод заканчивается, начинают собирать абонентскую плату.

ИНТЕРНЕТ
Установка на компьютер новых программ. При проблемах с соединением специалисты службы технической поддержки предлагают установить на компьютер программы, облегчающие соединение с сетью и скорость просмотра интернета. За услугу требуют от 2 тысяч рублей, но никаких гарантий качества нет.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Подключение без спроса дополнительных ТВ-пакетов, не указанных в договоре. Повышение арендной платы за оборудование без перезаключения договора.

share
print