Истории

Ребенка могут забрать когда угодно

Всё больше семей берут детей в опеку, и всё больше опекунов сталкиваются с тем, что малышей у них потом отнимают

Пока вместе. Надежда Матвеева (слева), ее мать Людмила Александровна и Анжела (год и четыре месяца) на кухне трехкомнатной квартиры в Ясенево, где живет семья Матвеевых. В семье еще муж и два сына 17 и 12 лет. Надежда говорит, что они с мужем всегда хотели девочку, и когда в доме ребенка увидели фотографию улыбающейся Анжелы, то сразу решили взять ее в семью. Фото Евгения ГЛАДИНА

Надежда Матвеева звала приемную дочку Марусей, а теперь, когда узнала, что ребенка через суд могут у нее отнять, называет девочку Анжелой.

Анжела Шадаева — так записано в свидетельстве о рождении. В прошлом году Надежда взяла из детского дома четырехмесячную Анжелу и оформила опекунство, а спустя год решила удочерить ребенка официально и обратилась в суд. В результате об этом узнали родственники Анжелы и теперь хотят забрать девочку к себе. Привыкаю к мысли, что у дочки есть другие родители, говорит Надежда, поэтому и имя старое вернула.

ПРИНЯЛИ. У Матвеевых двое сыновей, но в семье не хватало девочки. Поехали с мужем смотреть фотографии в дом ребенка для малышей с отставанием в развитии, рассказывает Надежда. Долго не выбирали: «Это же не товар». Карточка улыбающейся Анжелы была третьей или четвертой.

Оформлять сразу усыновление не решились и подали документы на опеку. Все-таки опекунам государство платит 12 тысяч рублей в месяц, а при усыновлении эта помощь потерялась бы. (Надежда ушла с работы, чтобы заботиться об Анжеле). К тому же детям, которых взяли под опеку, по достижении совершеннолетия дают отдельную квартиру.

НАПОМНИЛИ. Но со временем Надежда с мужем все же решили удочерить девочку официально. Для этого нужно было лишить мать Анжелы родительских прав через суд. (Женщина сидит в тюрьме.)

После начала судебного процесса выяснилось, что у Анжелы есть тетя и бабушка. Родственники девочки заявили, что будут судиться, чтобы забрать девочку.

Если бы не суд, никакие родственники не появились бы, уверена Надежда: «Ребенок не был никому нужен, а теперь его не можем поделить». Отдавать девочку она не хочет и даже думает усыновить еще одного малыша, который уж точно никому, кроме нее, не нужен.

Чем отличается усыновление от опеки
Усыновление

Оформление. Только через суд.

Требования. Усыновить ребенка может только полная семья, официально оформившая брак. У будущих родителей должен быть стабильный заработок и отдельная квартира.

Статус. Ребенка принимают в семью на правах родного. Ему можно поменять фамилию и имя. Он имеет все права на наследство, а родители обязуются заботиться о нем и защищать его интересы.

Биологическим родителям официально не дадут никакой информации о новой семье ребенка.

Льготы приемным родителям. Нет.

Опека

Оформление. Достаточно разрешения органов опеки.

Требования. Опекунам не обязательно быть в браке. Главное — отсутствие судимостей и дееспособность.

Статус. Ребенка передают в приемную семью временно или бессрочно. Если появятся потенциальные усыновители или одумаются отказавшиеся от него биологические родители, его могут забрать. Ребенку нельзя менять имя и фамилию. Нельзя также переезжать без ведома чиновников опекунского ведомства. Биологические родители имеют право на общение с ребенком. За процессом воспитания следят органы опеки. Они могут приходить домой, запрашивать справки из детского садика и школы.

Льготы приемным родителям. Ежемесячное пособие 12 тысяч рублей. Льготы при приеме в детский сад и школу. Например, пониженная оплата за детский сад. Когда ребенку исполняется 18 лет, государство предоставляет ему квартиру или комнату.

ПРИОРИТЕТЫ. Это один случай из множества подобных, утверждает Екатерина Кутузова, специалист по семейному праву: в таких ситуациях биологические родители могут потребовать возвращения ребенка когда угодно. И при разрешении споров органы опеки скорее встанут на сторону именно биологических пап и мам, лишь бы те не были наркоманами или алкоголиками.

Опека — самый популярный вариант устройства приемных детей в семьи. В 2007 году опекунство было оформлено почти на 90 тысяч ребятишек — в шесть с половиной раз больше, чем их было усыновлено.


share
print