Истории

Этого нельзя забыть

Родственники погибших во время взрывов домов до сих пор винят ФСБ и милицию за то, что те не предотвратили теракты

Тамара Горбылева вспоминает события ночи 8 сентября 1999 года, когда взорвался дом на улице Гурьянова, 19. Тогда под обломками погибли ее дочь, зять и трехлетний внук. Портрет дочери, который висит на стене, в понедельник подарили друзья из Израиля. Фото Дарьи ШАТАЛОВОЙ

В ночь со вторника на среду около сотни людей пришли к памятной стеле, построенной на месте дома №19 на улице Гурьянова. Они поминали погибших во взрыве, который прогремел 8 сентября 1999 года в 23 часа 59 минут. От взрыва обрушилась часть дома. Тогда погибли 100 человек, 690 получили ранения.


В сентябре исполнилось десять лет серии взрывов жилых домов в Буйнакске, Волгодонске и Москве — на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Всего погибли 289 человек. Все теракты были исполнены одинаково — взрывчатку закладывали в подвале дома или рядом с ним и приводили в действие ночью, когда люди спали.

У 64-летней Тамары Горбылевой в доме №19 по улице Гурьянова погибли 29-летняя дочь Юлия Чернова, трехлетний внук Артем и зять Андрей.

Тамара живет на улице Народного Ополчения. Поехать к памятной стеле на Гурьянова, чтобы почтить память своих родных, женщине не позволяет здоровье. После событий 99-го года она перенесла инсульт и практически потеряла зрение.

На каждую годовщину трагедии Тамара ходит в церковь, расположенную недалеко от дома. На десятилетие трагедии друзья Юлии подарили Горбылевой большой портрет дочери. «Сяду у портрета, глажу его и разговариваю, разговариваю с дочкой», — говорит Тамара.

Юлия с мужем и ребенком вернулись в свою квартиру в Печатниках с дачи восьмого сентября, в день взрыва. «Только одно мучает: ну почему так получилось? Задержалась бы Юлечка с семьей хоть на денек на даче», — говорит Тамара.

Под завалами тело ее внука Темы не нашли. Женщина долго надеялась, что мальчик выжил, и искала его по всем больницам и детским домам Москвы и области. Как-то услышала, что в один из интернатов прибыл малыш, а в кармане у него записка с именем Тема. Тамара сразу туда поехала, но ребенок оказался чужим.


Все погибли. Юлия Чернова, дочь Тамары Горбылевой, с мужем Андреем и сыном Артемом. Фото из семейного архива

Все, что осталось у Тамары Горбылевой от погибших родных, — фотографии и шубка дочери. «Незадолго до трагедии привезла мне шубу на хранение», — вспоминает Тамара.

В 2006 году Тамара выиграла в суде дело о возмещении ущерба. Один миллион восемьсот тысяч рублей. Но эти деньги должны ей выплачивать непосредственные исполнители взрыва Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов, отбывающие пожизненное наказание.

«Ни копейки я не получила, и не хочу этих денег от заключенных, раз я своему государству не нужна. У них [Деккушева и Крымшамхалова] остались жены, дети, пусть лучше отсылают семьям», — говорит Тамара. Она рассказала, что в теракте, унесшем жизни ее родных, винит не столько чеченских террористов, сколько российскую милицию и ФСБ, которые не смогли предотвратить взрывы.

Виктор Хлебников жил в доме №19 по Гурьянова, его подъезд не так сильно пострадал от взрыва. «В квартире вылетели все стекла, дверь в комнату моего отца покорежило, пришлось ее выбивать», — говорит Виктор. После взрыва выбежал на улицу, но ничего не было видно из-за дыма и пыли. Через полчаса прибыли милиция и МЧС, но их машины не могли проехать к взорванному дому из-за автомобилей жильцов. «Мы вручную машины выносили из двора», — вспоминает Виктор. После трагедии Хлебниковым дали квартиру в другом районе Москвы.


Ирина Наминок, жительница дома №25 по Гурьянова. В доме №19 у нее погибли двое одноклассников. «Когда взрыв прогремел, мы подумали, что война началась», — рассказывает Ирина. На нее самое неприятное впечатление произвело то, что люди, которые не пострадали от взрыва, приходили в кинотеатр «Тула», где население приносило деньги и вещи для потерпевших, и забирали себе эту помощь. «В первые дни была суматоха и никто не разбирался, действительно ли пострадавший пришел или нет», — поясняет она.



Официальная версия

  • по данным следствия, теракты были профинансированы Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умаром, руководителями чеченского террористического центра «Кавказ».

  • Взрывчатку изготовили в Чечне, на фабрике удобрений, из тротила, алюминиевой пудры и сахара. В Россию ее ввезли под видом сахара. Мешки заложили в жилых домах на Каширском шоссе, на Борисовских прудах и на Гурьянова. Милиционеры нашли склад взрывчатки только в доме на Борисовских прудах.

  • В январе 2004 года состоялся суд. Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева приговорили к пожизненному заключению. Ачимез Гочияев до сих пор находится в федеральном и международном розыске. Остальные боевики, причастные к взрывам жилых домов в 1999 году, убиты в ходе операций силовых структур на Северном Кавказе и в Грузии.


Неофициальная версия

  • Комиссия. Дело о терактах 1999 года расследовалось в закрытом режиме.

  • По инициативе Сергея Юшенкова, депутата государственной думы, была создана общественная комиссия по расследованию взрывов.

  • Комиссия выдвинула версию о причастности к терактам ФСБ и что Владимиру Путину были выгодны взрывы жилых домов.

  • 17 апреля 2003 года Сергея Юшенкова убили. Суд признал, что заказчиком преступления был Михаил Коданев, претендовавший на лидерство в партии «Либеральная Россия», которую возглавлял Юшенков.


Что тогда происходило

  • 9 августа Владимира Путина назначили временно исполняющим обязанности премьер-министра.

  • 16 августа его утвердили в этой должности.

  • 4 сентября в Буйнакске в Дагестане взорвали дом, в котором жили местные жители и семьи военных. 64 человека погибли, 120 были ранены.

  • 8 сентября взорвали дом №19 на улице Гурьянова. 100 человек погибли, 690 получили ранения.

  • 13 сентября взорвали дом №6 корпус 3 по Каширскому шоссе, 124 человека погибли, семь человек были ранены.

  • 16 сентября в Волгодонске у жилого дома взорвался грузовик, 19 человек погибли. Следствие заявило, что к взрывам, произошедшим в Буйнакске, Волгодонске и Москве, имеют отношение чеченские террористы.

  • 23-25 сентября российская авиация нанесла ракетно-бомбовые удары по Грозному и его окрестностям.

  • 24 сентября, комментируя авианалеты, Путин сказал, что если террористов «в туалете поймаем, мы и в

  • сортире их замочим».

  • 30 сентября началась вторая чеченская война. Боевые действия назывались контртеррористической операцией, режим которой был снят 16 апреля 2009 года.

  • 31 декабря в связи с досрочным уходом Бориса Ельцина в отставку Путин становится исполняющим обязанности президента РФ.

  • 26 марта 2000 года Владимир Путин избран президентом России.


События, связанные со взрывами
Взрывчатка в Рязани. 22 сентября 1999 года в одном из домов в Рязани нашли мешки со смесью, экспертиза показала, что в ней содержится взрывчатка. Было возбуждено уголовное дело по статье «покушение на терроризм». Задержали тех, кто предположительно привез взрывчатку. У этих людей были удостверения ФСБ. Через некоторое время, однако, было объявлено, что в мешках на самом деле был сахар. А Николай Патрушев, директор ФСБ, заявил, что в Рязани проводились учения.

Александр Литвиненко. Гипотеза о причастности ФСБ к взрывам жилых домов легла в основу вышедшей в 2002 году книги «ФСБ взрывает Россию» историка Юрия Фельштинского и бывшего сотрудника спецслужб Александра Литвиненко.

Убийство Литвиненко. В 1999 году Литвиненко эмигрировал в Великобританию, 23 ноября 2006 года он умер предположительно из-за отравления полонием.



share
print