Истории

Дешевый препарат — не значит плохой

Одно лекарство может быть дороже другого в десять раз, а лечат они одинаково

Прямой зависимости качества лекарства от цены нет, то есть дешевый препарат — не значит плохой, утверждает Александр Кузин, директор маркетингового агентства DSM Group, работающего на фармацевтическом рынке.

КОПИЯ. Фармакологические компании закладывают в цену своих продуктов расходы, которые они понесли при разработке препарата, объясняет Максим Лакомкин из Росздравнадзора.

Иногда создаются уникальные препараты, которые никто другой никогда не производил.

В процесс их создания и испытания вкладываются большие суммы, до нескольких сотен миллионов долларов. Эти расходы производителям надо окупить. Поэтому лекарство стоит дорого, и на него устанавливается срок патентной защиты. В этот период уникальный препарат может реализовывать только производитель.

Когда срок патентной защиты истекает, другие производители лекарств приобретают право копировать оригинальный препарат по лицензии. Такие лекарства называют генерическими или дженериками. Стоят они в разы дешевле первоисточника.

Капсула и таблетка

Заменяя препарат на его аналог, нужно убедиться в том, что у них одинаковая дозировка и та же самая лекарственная форма (таблетки, сироп, капсулы, спрей или крем), а на добавки, перечисленные в составе, нет аллергии. Также требуется проконсультироваться с врачом.


ИМЯ. Помимо химического названия лекарства существует и его торговое имя, объясняет Василий Власов, главный научный сотрудник кафедры Московской медицинской академии имени Сеченова. Например, аспирин — это торговое название, а действующий препарат — ацетилсалициловая кислота.

Но чтобы как-то выделиться на рынке и увеличить продажи и доход, фармкомпании придумывают новые торговые марки уже действующим лекарствам. Плюс разрабатывают уникальный дизайн упаковки. Все эти мероприятия весьма затратны, и эти расходы включены в итоговую цену препарата.

Кроме того, для продвижения препарата под новой торговой маркой в него могут быть добавлены второстепенные вещества, улучшающие вкус, консистенцию или цвет лекарства. Это тоже увеличивает стоимость.

Но основное действующее вещество и у нового препарата с новой торговой маркой, и у уже существующего на рынке аналога будет одно и тоже.

В инструкциях указаны одни и те же показания к применению и схожие способы воздействия на организм. Большая часть субстанций, на основе которых делаются лекарства, заво-зится в Россию из Индии и Китая, говорит Власов. Так что в дорогом и дешевом лекарстве может содержаться действующее вещество с одного и того же завода.

Но дело здесь не только в рекламной раскрутке, отмечает Александр Кузин. На цену влияет еще и то, по каким стандартам лекарство производится — по международными или устаревшим, оставшимся еще с советских времен.

При этом ответственность за некачественный продукт перед потребителем одинаковая как у именитых производителей, так и у малоизвестных.

«Человек ничего не потеряет, купив более дешевый аналог лекарства. Разве что упаковка будет не такой красивой», — считает Василий Власов.


share
print