Истории

Крушение «Невского экспресса»

Жертвы и пострадавшие: В катастрофе «Невского экспресса» 26 человек погибли. 95 получили ранения, 13 из них — в тяжелом состоянии.

На месте крушения «Невского экспресса» в районе 284-го километра железной дороги направления Москва – Санкт-Петербург на следующий день после катастрофы. Фото РИА «Новости»

Жертвы и пострадавшие: В катастрофе «Невского экспресса» 26 человек погибли. 95 получили ранения, 13 из них — в тяжелом состоянии.

В одну воронку: «Невский экспресс» уже взрывали в 2007 году. Заказчик и исполнитель того теракта до сих пор не пойманы.

Замена: С 18 декабря начнет курсировать новый скоростной поезд «Сапсан». Вагоны «Невского экспресса» переведут на другие направления.



ЦИТАТЫ

Андрей Абраменко, подполковник милиции, пассажир экспресса: «Щебень, человеческие части тела и обломки — все было перемешано».

Леонид Сайкин, адвокат, пассажир вагона №8:

«Поездная бригада не сразу осознала масштабы бедствия».

«Когда шли мимо состава, видели людей, мирно ужинавших в вагоне-ресторане».

«У многих были открытые переломы конечностей, травмы позвоночника — нести их на руках было нельзя, а никаких носилок, естественно, не было. Вместо них использовали узкие щиты».


Максим Порхачев, проводник «Невского экспресса»: «Самое страшное было — решить, кого сначала вытаскивать, кого потом. Потому что все просили о помощи».

Анатолий Макарехин, проводник вагона-ресторана: «Люди из покореженных вагонов, как муравьи, вылезали. Там неподалеку какая-то сторожка была и фонарь. И люди к свету стремились».

Денис Бороздин, инженер-механик состава, пережил оба подрыва экспресса — в 2007-м и сейчас: «Дома сказали, что на работу больше не отпустят. Потому что мама второй раз не переживет».



Официальная версия крушения «Невского экспресса» — теракт

На месте крушения «Невского экспресса» обнаружен разрыв рельса и воронка. По версии следователей, под локомотивом поезда сработало самодельное взрывное устройство с дистанционным управлением мощностью семь килограмм тротила.

Аналогичное устройство взорвалось под «Невским экспрессом» в августе 2007 года на той же линии дороги в ста километрах от нынешнего места катастрофы. Тогда весь состав сошел с рельс, но никто не погиб из-за более низкой скорости поезда.

Сейчас следователи уже допрашивают двух жителей Ингушетии — Саланбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева, которых обвиняют в подрыве поезда в 2007 году. Они сознались, что привозили взрывчатку. Бомбу делал, по версии следствия, Павел Косолапов, который принял ислам и перешел на сторону ваххабитов. Его до сих пор не поймали. Тогда заказчиком подрыва экспресса был Доку Умаров, лидер вооруженного подполья на Северном Кавказе. Он же взял на себя ответственность за крушение состава и в этот раз.

Днем 28 ноября рядом с местом крушения поезда прогремел второй взрыв. Бомба на дистанционном управлении сработала, когда на месте работала следственная бригада. Там, в частности, был Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета. Никто не погиб. По неофициальной версии, сотрясение мозга получил Бастрыкин.

Еще один взрыв на железнодорожном полотне произошел в понедельник в Дагестане. Безоболочное взрывное устройство сработало на пути следования поезда Тюмень — Баку. Состав не сошел с рельс, и никто не пострадал.

Чтобы увеличить блок, нажмите на него


Причиной катастрофы могла быть техногенная авария

«Теоретически может быть все, начиная от излома колеса вагона и кончая изломом рельса, который просто треснул, отломился. Такое в практике железных дорог бывает», — говорит Евгений Куликов, председатель профсоюза локомотивных бригад железнодорожников.

Одна из наиболее обсуждаемых альтернативных версий катастрофы — температурный выброс пути под поездом. Об этом, в частности, пишет в своем блоге пользователь Живого Журнала reytar, имеющий, как он сам утверждает, десятилетний стаж работы на железной дороге.

Процесс крушения поездов из-за температурного выброса пути описал в 2002 году в журнале «Железные дороги мира» Михаил Вериго, доктор технических наук.

Температурный выброс пути — это искривление рельса из-за резкого повышения температуры. За доли секунды участок рельсы принимает форму дуги или латинской буквы S очень маленького радиуса. Это может быть причиной схода поездов с рельс. «Выброс пути» — основная версия крушения скоростного поезда «Аврора» сообщения Ленинград — Москва, произошедшего в 1988 году в Тверской области. В результате аварии 31 человек погиб, 100 получили травмы.

При выбросе пути сходят с рельс, как правило, вагоны хвостовой части поезда и отрываются шпалы. Именно это и произошло при крушении «Невского экспресса»: рельс искривился и сломался под тяжестью вагонов. В итоге три вагона сошли с пути.

С 1998 по 2001 года в России из-за температурного выброса произошло девять железнодорожных катастроф. «Крушения поездов из-за выбросов бесстыкового пути под движущимися поездами были и могут возникать в будущем, если не будут приняты меры по их предотвращению», — писал Вериго в 2002 году.

В НИИ железнодорожного транспорта версию о неисправности пути на месте крушения «Невского экспресса» не поддерживают. Катастрофа по техническим причинам не могла произойти на главном пути Москва — Санкт-Петербург. «Путь очень ухоженный, «вылизанный», там за каждой гайкой следят», — говорит Александр Краснобаев, заведующий отделом «Вагонное хозяйство».


Почему «невский экспресс» сошел с рельс: предполагаемая версия катастрофы

Чтобы увеличить блок, нажмите на него

Большинство травм пассажиры получили от кресел, вещей и людей, которых раскидало по вагону

«Все сиденья, за исключением нескольких в начале вагона, какие-то острые элементы конструкции не выдержали удара, оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. Повторяю, не специалист — но как-то это все выглядело странно. Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа — рваные зубцы металла, похожие на алюминий, — тоже резали людей, что ножи», — пишет в своем блоге paltus_nk, один из пассажиров поезда.

Кроме того, слишком долго ждали квалифицированную помощь. Первые два часа пассажиры сами помогали друг другу. Но из-за отсутствия в поезде инструментов — обыкновенных топоров и ломов — тяжело было вытаскивать людей из искореженных вагонов.

Основные силы спасателей подтянулись спустя два часа после катастрофы. Некоторые раненые умерли из-за потери крови. Вертолеты МЧС прилетели только к утру, они эвакуировали наиболее тяжелых больных в больницы Москвы и Петербурга. «Если бы вертолеты сразу прибыли, то, может, и погибших было бы меньше», — считает Андрей Абраменко, подполковник милиции, пассажир четвертого вагона.

Вагоны «Невского экспресса» должны были обеспечить безопасность пассажиров в случае нештатной ситуации. «Кресла не должны были срываться с мест, полки не должны были падать на пассажиров и убивать их. Это безобразие», — говорит Евгений Куликов, председатель Профсоюза локомотивных бригад железнодорожников.

Вырванные кресла и острые части конструкций в вагонах в результате произошедшего ЧП — это нормально, говорит Татьяна Киселева из пресс-службы Тверского вагоностроительного завода, производителя вагонов «Невского экспресса». «Наши вагоны не рассчитаны на то, чтобы их взрывали. Мы же не бронепоезда запускаем», — отмечает Киселева.

 

Над публикацией работали: Наталия Беришвили, Алексей Коньков, Игорь Романенко, Юлия Аделова, Виктория Работнова, Дмитрий Сурнин, Алексей Терехов.

 

share
print