Истории

Магазинов стало больше

Финансовый кризис не отбил у москвичей охоту покупать, хотя и расходы чуть снизились


Открытие торгового центра «Золотой Вавилон», 2 декабря. Первым покупателям обещали подарки, но открытие задержали на час. В итоге образовалась давка. Фото РИА «Новости»

По предварительным итогам 2009 года в столице открылось в три раза больше магазинов, ресторанов и закусочных, чем закрылось. И чем больше будет открываться новых точек — тем медленнее будут расти цены.

СНИЖЕНИЕ. С августа 2008 года по 1 ноября 2009 года в Москве закрылась тысяча предприятий потребительских услуг. Но за это же время три тысячи открылось. Обвала на потребительском рынке Москвы нет, есть некоторое снижение. «Люди не перестали ни завтракать, ни обедать, ни одеваться», — объясняет Владимир Локтев из департамента потребительского рынка Москвы. То есть спрос остался на прежнем уровне, просто перераспределись расходы: люди стали покупать товары дешевле. Оборот магазинов и ресторанов упал в среднем по Москве на 5,3 процента.

МОМЕНТ. Кризис — время завоевания рынка для тех, у кого есть время, опыт и правильный подход к развитию бизнеса, считает Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциаций. Несмотря на слабую потребительскую активность и трудности в сфере кредитования бизнеса, обосноваться на российском рынке сейчас значительно дешевле, чем до кризиса.

Во-первых, потому что дешевле аренда: ставки аренды на коммерческую недвижимость с начала года упали в среднем на 40 процентов. Во-вторых, из-за снижения уровня зарплат уменьшились затраты на персонал. При таких условиях лучше всего себя чувствуют рестораны эконом-класса, фастфуды и магазины-дискаунтеры.

В Москве развивается сеть кофеен Starbucks, закусочные Subway, готовится к открытию первый ресторан сети BurgerKing. Впрочем, есть и проекты, ориентированные на более обеспеченных потребителей. Например, сеть кафе под маркой «Comedy club». Кроме того, с начала 2009 года в столице открылись шесть крупных торговых центров.

Это происходит по инерции, считает Максим Клягин, аналитик компании «Финам». Строительство начиналось в докризисный период, а сейчас владельцам выгоднее запустить магазин в канун новогодних распродаж, чем заморозить строительство.


ЦЕНЫ. Первую половину ноября цены в Москве оставались на одном уровне и только после двадцатых чисел немного пошли вверх, говорит Максим Клягин. Это связано как раз со снижением потребительского спроса. Перед праздниками спрос подскочит, и цены — тоже.

Тем не менее повышение цен будет не таким значительным и резким, как до кризиса. Вообще, предстоящие предновогодние распродажи будут своеобразным индикатором для потребительского рынка, считает Вадим Зуйков. Мы посмотрим, потратят ли москвичи все заработанное или предпочтут экономить.

share
print