Истории

Хоккей проиграли — Родина не поняла

Нашу олимпийскую сборную провожали в Ванкувер как на битву с остальным человечеством. На спортсменов подспудно и прямо возлагалась одна миссия: сделать так, чтобы население испытало то, что у чиновников и провластных медийщиков принято называть «гордость за страну». Но чувство это с реальной гордостью за реальную страну имеет мало общего.

3:7. Канадский нападающий Кори Перри (в белом свитере) забивает гол нашей сборной в четвертьфинальном матче Олимпиады в Ванкувере. Фото РИА «Новости»

Ну, что произошло? Группа мужчин в касках и белых свитерах бегала по льду и загнутыми палочками пихала круглый объект в одну сторону. Другая группа мужчин — в красных свитерах — пихала тот же объект в другую сторону. Те, что в белом, напихали семь объектов, те, что в красном, — только три. Ну, обидно, если ты за красных. Да только в чем же трагедия? Завтра красные напихают больше, если постараются.

Нашу олимпийскую сборную провожали в Ванкувер как на битву с остальным человечеством. Не кататься на лыжах, спускаться с горок и бегать по льду на коньках, а «показывать всем», «поднимать престиж» и совершать другие акты высочайшего патриотизма. (Только женской сборной по керлингу разрешалось быть просто «самой красивой командой».) На спортсменов подспудно и прямо возлагалась одна миссия: сделать так, чтобы население испытало то, что у чиновников и провластных медийщиков принято называть «гордость за страну».

Чувство это с реальной гордостью за реальную страну имеет мало общего. Оно имеет больше общего с возможностью вот так встать, и чтобы флаг, и чтобы гимн, и чтобы Плющенко, и чтобы ты рядом, хотя и не там, и чтобы как бы сказать про себя: «Ну, че, американец, надрали мы тебе с Женьком зад?» или «Ну, кто на нас с Овечкиным?»

А Женек — чик — и не победил. А ты уже стоишь, как дурак, всех презирать приготовился. Ты к Овечкину: «Че, как, отомстим за честь Родины, Александр Великий? Порвем Канаду на кленовый лист?» А он тебе: «Извини. Три — семь». Ну, и стоишь в растерянности. Гордости-то не испытал. А настроился уже.

И пива купил. Ну, конечно, по телевизору скажут, что серебро с золотым отливом, кругом заговор. Но, блин, гордости-то, гордости нет! И злишься. Потому что даже если есть хлеб, зрелища какие-то фиговые получились.

А представьте теперь чиновников и, как их ласково принято называть, «медийных персонажей», которые все в хохломе от «Боско ди Чильеджи», не щадя живота своего, отправились в Ванкувер гордиться страной. Им каково? Их же даже по телевизору показали, как они готовились приобщиться к величию Родины. Нарядились во все лучшее. Приехали поднимать Россию с колен. А многие еще и за казенный счет. Деньги потратили, а гордости не добыли.

Мы будем разочаровываться. Потому что жизнь посрамляет гордых, а тем более — спесивых. Мы будем разочаровываться, покуда не примем, что спортивная победа — это достижение спортсмена, а не всего «советского народа», что спортивное поражение — поражение этого спортсмена, а не позор всей страны. Покуда не поймем, что ни деньги, ни телевизионно-газетное камлание, ни прием спортсменов в «Единую Россию» не обеспечат побед, потому что спорт — это зрелище, прекрасное своей непредсказуемостью.

А страной можно погордиться и по другим поводам.

Цитаты
Если можно получать большие деньги и особенно не напрягаться, зачем убиваться на тренировках и соревнованиях? Ну, Олимпиада, подумаешь… Во всех видах спорта полно коммерческих соревнований. Недобрал на Играх — компенсируешь на платном турнире. Деньги вышли на первый план, а вопросы престижа отодвинулись куда-то на задворки».


Ирина Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию в интервью газете «Советский Спорт».



Давайте поставим везде гильотины или виселицы. У нас 35 человек в хоккейной сборной — давайте на Красной площади всех и порешим».


Вячеслав Быков, главный тренер хоккейной сборной на пресс-конференции после матча с Канадой. Наши проиграли со счетом 3:7.


Да, я не сделал заявленный каскад целиком, но сделал бы — ничего бы не изменилось. Надо систему менять, прыгать надо. Ладно, будем жить дальше. Я уже говорил — приму любой результат. Но я не готов проигрывать с хорошим катанием, не готов отдавать «золото» с четверными прыжками».

Евгений Плющенко, cеребряный призер в мужском одиночном фигурном катании. Победитель, американец Эван Лайсачек, в отличие от Плющенко не прыгнул четверной прыжок, но набрал больше баллов.


Уже понятно, что эти команды [российские федерации различных видов спорта] не смогли подготовить боеспособные сборные».

Антон Сихарулидзе, глава комитета Госдумы по физической культуре и спорту, олимпийский чемпион 2002 года в парном фигурном катании в интервью РИА «Новости».

Мы знаем, что на нас польется много грязи и со стороны прессы, и со стороны тех, кто ничего не понимает в хоккее».

Александр Овечкин, нападающий сборной России по хоккею, в интервью ИТАР-ТАСС после матча с канадцами.

share
print