Истории

IKEA стала жертвой могущества властей

Отрывки из книги первого гендиректора IKEA в России — о том, как представители мебельного концерна столкнулись с представителями московских властей


 Дальгрен (справа) и Тигран Караханов из правительства Мособласти на церемонии начала строительства мегамолла в Химках. Фото ИТАР-ТАСС

Леннарт Дальгрен, первый гендиректор IKEA в России, написал книгу «Как я покорял Россию, а она — меня». Ее выпускает в апреле издательство «Альпина Бизнес Бук». В книге рассказывается, в частности, об особенностях ведения бизнеса в России. Здесь приводятся отрывки о том, как представители мебельного концерна столкнулись с представителями московских властей, и почему IKEA так и не смогла открыть ни одного магазина в черте города.

Вице-мэр Орджоникидзе, который на переговорах в 1998 году открыто советовал «ИКЕА» держаться подальше от Москвы, теперь заявлял нам, что сделает все, чтобы воспрепятствовать строительству «ИКЕА» в черте города*. Говорили, что кампания против «ИКЕА» обошлась бюджету города в 300 тысяч долларов.

Мы пробились на совещание, где мэр должен был говорить о нашем проекте. Один из присутствующих спросил, получит ли «ИКЕА» разрешение на строительство огромного магазина в центре Москвы. Вопрос вызвал раздражение градоначальника, который обернулся к подчиненным и спросил, не хочет ли кто-нибудь из них высказаться по вопросу, обсуждать который не имеет никакого смысла. Администрация Лужкова даже предпринимала попытки объявить недействительным подписанный нами договор о приобретении земли. Те же, кто уже подписали и его, и другие документы, теперь объясняли, что сделали это по ошибке, и отводили глаза. Внезапно никто больше не захотел обсуждать наш проект. Мы стали жертвой абсолютного могущества властей.

Один случай, связанный с именем госпожи Батуриной, супруги московского мэра Лужкова — известной, амбициозной и преуспевающей бизнес-леди и самой богатой женщины в России, — долго не выходил у меня из головы. Батуриной принадлежат строительные компании и целый ряд других производств, в частности заводы, которые делают мебель из пластмассы. В одной из наших встреч с представителями этой компании, которую мы рассматривали в качестве потенциального поставщика, неожиданно приняла участие сама госпожа Батурина. Она вошла в комнату посреди разговора и, не представившись, заявила, что если мы собираемся закупать продукцию одного из ее предприятий, то делать это предстоит на ее условиях. Условия эти оказались за гранью разумного. Потом нам говорили, что это разногласие сыграло роль красной тряпки в наших последующих переговорах с ее супругом о строительстве «ИКЕА» на Кутузовском.

* У руководства IKEA был проект строительства гипермаркета на Кутузовском проспекте, но он так и не был реализован.

share
print