Истории

Протест за право протестовать

Акция оппозиции на Триумфальной площади: одна сломанная рука, около 200 задержанных и оскорбленный ветеран

Традиция. Милиционеры задерживают участника акции оппозиции 31 мая. Первая акция в защиту 31-й статьи Конституции прошла 31 января 2009 года на Триумфальной площади. Тогда милиция разогнала протестующих. После этого оппозиционеры решили каждое 31 число собираться на Триумфальной площади. И каждый раз милиция разгоняет собравшихся. Фото ИТАР-ТАСС

Одному из участников акции оппозиции 31 мая сломали руку, а ветерана войны затолкали в автозак. Разгон протестующих стал рекордным по степени жестокости милиционеров, говорит Илья Яшин, член движения «Солидарность».

31 мая на Триумфальной площади Москвы в очередной раз собрались представители оппозиции. Москвичи пришли высказаться в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей россиянам право на общественные собрания. Собралось около тысячи человек. Почти двести из них забрали в милицию.

РАЗОГНАЛИ. Акция в поддержку свободы собраний стала уже девятой. И снова неофициальной. Власти не разрешили собираться правозащитникам на Триумфальной площади, потому что на это время там было запланировано другое мероприятие: акция в поддержку донорства, организованная молодежными прокремлевскими организациями. Оппозиционеры стали собираться на другой стороне площади. У пришедших на оппозиционное мероприятие были значки с цифрой 31, некоторые рисовали «31» на ладонях, у кого-то были плакаты и флаги.

Начались задержания. В автозаки набивали по 25 человек и устраивали там настоящие душегубки, рассказывает Илья Яшин. Окна не открываются, двери тоже. Температура внутри нагретого на солнце автобуса по ощущениям была градусов под 40, говорит Яшин. Хватали всех без разбору, так что в автобусах оказывались и участники разрешенного митинга. Правда, потом их отпус-кали. В целом милиционеры превзошли сами себя, считает Илья Яшин.


Митингующих задерживали в основном за нарушение Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», говорит Жанна Ожимина из ГУВД Москвы.

Однако формально этот закон и не нарушался, считает Людмила Алексеева, правозащитница. Организаторы акции обязаны уведомить власти о месте и времени проведении митинга или шествия. Никаких запретов или разрешений от властей не подразумевается. В законе нет таких понятий как «санкицонированный» или «несанкционированный митинг», хотя именно ими пользуются милиционеры при разгоне протестующих.


ЖЕРТВА. Александру Артемьеву, одному из участников оппозицонной акции, милиционеры сломали руку, сейчас он в больнице. Перелом он получил, когда два милиционера силой тащили его из автобуса в здание ОВД. На скорой его отвезли в больницу и сделали рентген. Оказалось, что у него сложный осколочный перелом левой руки в двух местах. Десять дней он будет лечиться в больнице, а потом еще три месяца ходить с загипсованным плечом.

ордена не спасли. В отделении милиции оказался и 84-летний ветеран ВОВ Владимир Бурцев. Он ночевал в милиции, отказываясь ехать домой, пока перед ним в письменном виде не извинится милицейское руководство и не назовут фамилию человека, посадившего его в автобус.

Во время митинга он просто стоял на площади со штандартом Панфиловской дивизии и надписью «Вечная память павшим за свободу и независимость нашей Родины».

К нему подошли милиционеры и попросили уйти, он отказался. «Тогда меня схватили и повели к автобусу, при этом у меня с пиджака отвалилась колодка с медалями «За оборону Москвы» и «За отвагу», рассказывает ветеран. Вечером 1 июня он ушел из отделения, так и не дождавшись никаких извинений, даже устных.


Ветеран. Милиционеры так и не извинились перед Владимиром Бурцевым. Фото Сергея ДУВАНОВА

share
print