Истории

Виноватые картины

12 июля Таганский суд Москвы признал организаторов выставки «Запретное искусство — 2006» виновными в разжигании религиозной вражды.

Александр Савко. Работа из серии «Путешествие Микки Мауса по истории искусства». 1995. Шелкография на металле

Куратора экспозиции Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, экс-директора центра им. Сахарова, где проходила выставка, приговорили к штрафу. Ерофеев должен заплатить 150 тысяч рублей. Самодуров — 200 тысяч. Обвинение требовало по три года колонии-поселения каждому.

В 2007 году в центре им. Сахарова были собраны произведения, предложенные различными кураторами для выставок в московских музеях и галереях и не разрешенные к показу художественными советами или директорами в 2006 году. Все экспонаты были скрыты стеной. Чтобы их увидеть, надо было подойти к стене и посмотреть в специальное отверстие.


Вагрич Бахчанян. Известия. 1983. Фотоколлаж


Анатолий Гостев, арт-директор галереи «На Чистых прудах»

«Суд по поводу нескольких картин с выставки «Запретное искусство — 2006» — это прецедент в нашей истории. До этого случая никого за конкретные картины не судили. Даже в Советском Союзе. При Сталине было несколько процессов над художниками, но все они были по другим мотивам — их судили за инакомыслие или предательство Родины.

В дореволюционной России тоже не было процессов за конкретные картины. Были претензии к отдельным работам, которые, как правило, исходили от церкви, но все они решались в досудебном порядке. По просьбе церковных представителей картины просто снимали с выставки. Один из самых ярких примеров — картина Репина «Иван Грозный убивает своего сына», по требованию церковных вельмож ее сняли с выставки в 1885 году. Позже картину купил Третьяков, и спустя несколько десятилетий после снятия запрета картину повесили в Третьяковке.

В свободном обществе таких [судебных] процессов быть не должно. И этот судебный процесс — не проявление гражданского общества, а наоборот. Получается, что все проблемы решаются судом. И это плохо».



Александр Косолапов. Реклама Макдональдса. 1995. Шелкография на бумаге
Михаил Рошаль-Федоров. Автопортрет («Дадим угля сверх плана!»). 1972–1973. Дерево, масло

Александр Савко, художник, автор серии работ «Путешествия Микки Мауса по истории искусства», представленных на «Запретном искусстве — 2006»

«Смысл серии был абсолютно другой, а не тот, который пытались представить обвинители. Это старая серия, ей уже почти двадцать лет. Этими работами я хотел сказать о болезни общества. О том, что истинные ценности подменяются масскультурными героями. Я говорил о горестном положении нашего времени. Пытался высмеять насаждение новых героев в рекламе, на телевидении.

Я не хотел оскорблять чувства верующих. Это уже верующие так в лоб трактовали мои работы. Каждый работает в угоду своих стереотипов, им так было удобней. Эти работы не брали на другие выставки, объясняли, что они оскорбляют чувства верующих. Но задача этих картин была более глубокой — я говорил о духовном кризисе общества.

И те, кто обвинил организаторов выставки, оказались в роли подглядывателей. Ведь вся экспозиция была заставлена ширмой, увидеть картины можно было только через дырочку. А у нас очень любят смотреть в дырки и замочные скважины. И эта ширма изначально была придумана именно как механизм, который поможет избежать подобных трений. Но никто не мог предположить, что кого-то будут судить за такие работы. Это болезнь общества. Время судов, время пересудов. И суд принял компромиссное решение: вроде и безнаказанными не ушли, и в тюрьму не отправились.

Свои работы я уже не буду давать выставкам. В них уже не увидят того, что я хотел сказать».

Александр Косолапов. Икона-икра. 1994. Фотопечать на холсте

share
print