Истории

Легкой жизни не будет

Сорвался эксперимент по замене школьных учебников электронными книгами. Портфели останутся тяжелыми

От эксперимента по введению электронных учебников в школах, который планировали в новом учебном году, решено отказаться, сообщают в пресс-службе департамента образования Москвы.

Вместо традиционных учебников школьникам предлагалось выдать букридеры — электронные устройства для чтения, в которых будет закачано содержание всего комплекта учебников. Таким образом хотели решить одну из основных проблем, вызванных тяжелым ранцем, — нарушение осанки у детей.

ПЛАНЫ. Еще в мае столичный департамент образования сообщал, что с сентября букридеры введут в Москве в трех школах и в кадетском корпусе, чтобы оценить эффективность работы с ними. Как и обычные учебники, школьники получили бы бук-ридеры бесплатно.

2-4 кг весит ежедневный комплект учебников
0,2 кг в среднем весит электронная книга

Однако оставались вопросы: реально ли в будущем закупить букридеры для школ всей страны, кто будет платить за сломанное или потерянное устройство, как защитить авторские права создателей учебников.

В итоге эксперимент решили не начинать. Что стало окончательной причиной отказа от эксперимента, не сообщается.

БОЛЬНАЯ СПИНА. Среди основных плюсов идеи был вес букридера, в среднем всего 200–300 грамм. Только один стандартный школьный учебник весит в среднем 400–600 граммов. А учебников приходится носить пять-семь.

Ношение тяжестей на спине в младшем и среднем школьном возрасте приводит к нарушению осанки, говорит Тимур Гришин, врач-ортопед клиники «СМ-доктор». Сколько килограммов может носить на спине школьник, зависит от его роста, веса, строения мышечной системы и состояния здоровья. Вес портфеля с учебниками точно не должен превышать трех-четырех килограммов, но чем меньше, тем лучше для ребенка.

НЕ ТОЛЬКО ПЛЮСЫ. Если переходить на букридеры, то тогда школьники должны не записывать в тетради, а печатать на ноутбуках, считает Антон Сорин, детский психолог. Нельзя совмещать букридеры и письменные тетради, потому что это разные способы взаимодействия, основанные на разных принципах психики. Кроме того, детям необходим тактильный контакт с книгами, которые создают определенную культурную среду.

Собираясь в школу, ребенок открывает дневник, смот-рит, какие учебники нужны именно сегодня, он их складывает в портфель. Этот процесс важен для формирования внутренней организации, а наличие букридера сведет его на нет, считает Антон Сорин.

share
print