Истории

Доброе дело против правил

Редкие лекарства для тяжелобольных детей приходится ввозить незаконно



Чтобы удалисть опухоль, Марине Калегиной вырезали часть плечевой кости и сустав. Потом часть кости из левой ноги пересадили в руку. Девушка может сгибать руку в локте, но не может поднимать ее. Чтобы опухоль не появилась вновь, ей нужны лекарства, которые не зарегистрированы в России. Фото Евгения Гладина


1 декабря жизнь 21-летней Марины Калегиной оказалась под угрозой. У девушки саркома Юинга — опухоль кости предплечья, один из самых агрессивных видов рака. Для химиотерапии нужны были лекарства, которые продаются только за границей, но препараты задержали на таможне аэропорта «Внуково».

ПОЙМАЛИ. Днем 1 декабря Елена Мулярова, сотрудница фонда «Подари жизнь», прилетела из Германии в аэропорт Внуково. С собой она привезла препараты для лечения онкологических больных: «Космеген», «Тепадина», «Фоскавир». За одним из них специально из Хабаровска прилетел врач. Когда женщина провозила багаж через «зеленый коридор», ее попросили просветить, а потом открыть чемодан. Кроме лекарств, запрещенных к ввозу в Россию, в чемодане ничего не было.

Елена сразу сказала, что препараты — для больных детей, после чего сотрудники таможни начали десятичасовое совещание. Они сами были не рады задерживать такой груз, рассказывает Мулярова. По первому требованию убрали одно из лекарств в холодильник, потому что хладокомпоненты в сумке уже переставали действовать. В результате в час ночи Елена Мулярова вышла из здания аэропорта, и лекарства доставили пациентам. Но формально женщина остается правонарушительницей.

Медикаменты и раньше ввозили в личном багаже, и на это закрывали глаза, а в случае с Еленой Муляровой сотрудник таможни просто проявил повышенную рьяность в работе, говорит Екатерина Бермант, директор благотворительного фонда «Детские сердца».

НАРУШИТЕЛЬНИЦА. Провезти лекарства в личном багаже было единственным способом помочь больным детям. По закону надо было получить разрешение на ввоз не зарегистрированных препаратов. Но лекарства оказались нужны именно тогда, когда менялась система выдачи этих разрешений. Три месяца документы просто не выдавались, утверждает Мулярова.

Но даже получение разрешения не облегчает жизнь перевозчикам лекарств. Дело в том, что по правилам лекарства будут оформляться через таможню как груз, и никто не знает, сколько их продержат. Есть риск, что медикаменты испортятся без специальных холодильников либо с их доставкой могут опоздать. Почтой пересылать лекарства в принципе нельзя.

НЕВЫГОДНО. Многие препараты для лечения редких заболеваний в России незарегистрированы, ими нельзя торговать, их нельзя ввозить. Процедура регистрации прежде всего невыгодна самим производителям. Она обойдется дороже, чем возможная прибыль от продажи. Но государство может инициировать регистрацию этих препаратов и частично финансировать ее, как это делается в некоторых западных странах.

От этих лекарств зависят тысячи жизней. «Не дать больным детям законную возможность вылечиться — преступление со стороны государства», — считает Бермант.


За ввоз лекарств берут налог

Разрешение на ввоз лекарств для тяжелобольных людей можно получить через клиники федерального или регионального значения. Клиника запрашивает в Минздраве лицензию на выдачу разрешения в виде электронной подписи частным лицам. Дальше клиника может давать разрешение на ввоз лекарств родственникам больных или членам благотворительных организаций. Процедура получения разрешения в виде электронной подписи занимает пять дней. При ввозе в страну лекарства надо заплатить НДС в размере 18 процентов от стоимости лекарств.

share
print