Истории

Персональный сказочник

Люди сочиняют рассказы для своих детей, чтобы те лучше себя вели



Катрин Крылова сама пишет для своих детей Светы (6 лет) и Димы (3 года) сказки, персонажами которых являются все члены семьи Крыловых. Фото Евгения ГЛАДИНА

Трехлетний Дима и шестилетняя Света Крыловы очень любят слушать сказки на ночь, потому что герои этих сказок — они сами, а сказочник — их мама.

Сочиняя сказки для ребенка, можно быстрее найти с ним общий язык, повлиять на его поведение и даже помочь ему избавиться от страхов.

СКАЗКИ КРЫЛОВОЙ. Катрин Крылова начала писать сказки для своих детей около года назад. Она не могла найти уже написанных интересных рассказов для сына, который увлекается техникой: сказок, в которых главным героем была бы машинка или самолет, очень мало. Когда она написала и прочитала детям сказку про машинку, дочка попросила добавить в сюжет принцессу. Получилась мешанина из разных персонажей, которая понравилась обоим детям. Сейчас в сказках Катрин герои — все члены семьи.

Сказки Катрин сочиняет заранее, потом набирает текст на компьютере и распечатывает. В роли иллюстраций использует картинки из Интернета и семейные фото. Сочинительство и чтение сказок — развлечение, говорит Катрин, хотя в некоторых историях есть мораль, как в сказке о том, как Дима и Света плохо себя вели.

СКАЗКОТЕРАПИЯ. Сказка — это один из основных источников познания мира для ребенка, считает Дмитрий Скрипников, психотерапевт. В сказках ребенок учится отличать добро от зла, отождествляет себя с героями и часто перенимает их поведение. С помощью сказок можно помочь малышу справиться с разными проблемами, например, преодолеть стеснение, страх или научить убирать свои игрушки на место.

Такой метод называют сказкотерапией. Написать терапевтическую сказку для своего ребенка может каждый родитель, считает Дмитрий Кудзилов, специалист по сказкотерапии. Один из вариантов — рассказы на основе проверенных временем сказок. Узнаваемых персонажей можно перенести в другое время или переиначить сюжет. Например, сказать, что репку никак не удается вытащить из земли, потому что ей страшно знакомиться.

Эффективный прием — придумать героя, похожего на ребенка. Тогда малыш будет отождествлять себя с персонажем и примерять его поступки на себя. Ребенку можно дать продолжить сказку и решить за героя, как поступить. К ответам ребенка полезно прислушаться. Если он «посоветует» персонажу при встрече с чудищем убежать, замереть, это может говорить о неуверенности в себе или страхах.

Писать сказки для своих детей полезно и для самих родителей. Они возвращаются в детство и вновь переживают положительные эмоции.


Катрин Крылова читает Диме и Свете сказку перед сном. Истории она сочиняет заранее, подбирает к ним картинки из Интернета или фото из семейного альбома, а потом распечатывает. Фото Евгения ГЛАДИНА


Как сочинять

ПЕРСОНАЖИ. Придумайте персонажа, похожего на ребенка, которому предназначена сказка. Отрицательные герои не должны быть слишком страшными и сложными. Иначе ребенок не поймет, как справиться с ними.

ДЕТАЛИ. У главного героя могут быть вещи, похожие на любимые игрушки вашего ребенка. Жилище других персонажей или само сказочное пространство можно наполнить знакомыми малышу предметами (клетчатый свитер, как у папы, или лодка с мотором, как у соседа на даче). Эти маячки будут напоминать ребенку о связи сказки с реальной жизнью.

ПРОБЛЕМА, с которой столкнется герой, должна быть проблемой вашего ребенка: лень, страх или жадность. Не стоит говорить о том, с чем ребенок не сталкивался.

ПОМОЩНИКИ И ПОДСКАЗКИ будут помогать главному герою победить врагов. Например, мудрая лягушка даст волшебный крем, который растворит злодея.

ИЗМЕНЕНИЕ. Персонаж преодолевает в себе страх или лень, чтобы выполнить некую миссию.

ПООЩРЕНИЕ. За то, что смог изменить себя, герой получает награду: находит друзей, получает ключ от сундука с сокровищами.

share
print