Истории

Смена вывески

Закон «О полиции» почти ничего не изменил в жизни милиционеров

С 1 марта вступил в силу закон «О полиции», однако пока все сотрудники правоохранительных органов пока остаются милиционерами.

Сейчас они находятся за штатом. Сотрудником полиции можно стать, только пройдя переаттестацию, а ее порядок не определен. Правда, ожидается, что аттестация до 1 июня уже закончится. Но бывшие милиционеры сейчас уже должны работать по новому закону.

ЧТО НОВОГО В ЗАКОНЕ «О ПОЛИЦИИ»

ЗАПРЕТ НА ПЫТКИ. В законе «О полиции» прописан запрет пыток. В законе «О милиции» об этом ничего не говорилось, речь шла только о запрете насильственных действий, причиняющих вред здоровью.

КАК В КИНО. Полицейский должен зачитывать задерживаемому его права — право на адвоката с момента задержания, на услуги переводчика, право на отказ от объяснений, на один звонок, право обращаться c ходатайствами и жалобами. Если этого сделано не было, то задержанного должны выпустить из-под стражи.

ДЕНЬГИ. Часть бывшей милиции теперь будет финансироваться не субъектами федерации, а из федерального бюджета.

НАЗНАЧЕНИЯ. Раньше назначение и отстранение от должности их руководителей согласовывались с главами субъектов федерации, теперь этим будут заниматься исключительно Министерство внут¬ренних дел или президент.

ПОВЕДЕНИЕ. Полицейским нельзя критиковать начальство. Также вводится запрет на действия сотрудника, подрывающие авторитет полиции. В законе «О милиции» эти пункты никак не прописывались.


ЭЗОПОВ ЯЗЫК. Закон «О полиции» имеет ряд отличий от закона «О милиции», но эти отличия не принципиальные. «Закон [«О полиции»] недостаточно революционен, концепция осталась прежней», — говорит адвокат Александр Молохов.

По большей части изменились формулировки, и не всегда удачно, утверждает Владимир Носков, юрист профсоюза милиции: «Если в законе «О милиции» было написано доходчиво, то здесь — эзоповым языком. Сотрудник должен ломать голову, пока это все выучит».

Например, нападение названо посягательством, сопряженным с насилием. «Сотрудник должен думать: «А что такое посягательство»? Нападение — это нападение, а что такое посягательство?» — отмечает Носков.

ПРОФАНАЦИЯ. Обсуждение закона шло на специально созданном для этого сайте. Александр Молохов считает, что оно было не очень корректным: «Оно было разрекламировано, но на самом деле многие комментарии просто удалялись. Не нужно заниматься профанацией, это должно быть по настоящему гласное обсуждение с дискуссиями на уровне Общественной палаты и экспертов». Получилась ведомственная реформа, междусобойчик, считает Молохов.

share
print