Истории

Сорвалось

Систему госзакупок хотели изменить в пользу чиновников



Алексей Навальный, общественный деятель, и Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, на публичных дебатах 18 марта, где обсуждался готовящийся закон о ФКС. Через пять дней подготовку закона остановили.
Фото Евгения ГЛАДИНА


«Удалось пока отбить лобовую кавалерийскую атаку адептов «презумпции добросовестности чиновника».

Так Алексей Навальный, общественный деятель, отреагировал на новость о том, что правительство России отказалось от дальнейшей разработки законопроекта «О федеральной контрактой системе» (ФКС).

Закон хотели принять взамен действующих правил осуществления Госзакупок, по которым любой гражданин может видеть, за сколько и что покупают чиновники на бюджетные деньги. По закону о ФКС чиновники не обязаны были бы публично заявлять о подписанных договорах, а контракты можно было бы заключать не на основе аукционов (как сейчас), а по результатам переговоров.

5 трлн. рублей

 Общий объем госзакупок в 2010 году


Хотя от ФКС пока отказались, «прыгать от радости до потолка рано», добавляет Навальный. относительная прозрачность. Сейчас порядка 80 процентов госзакупок проводятся по результатам аукционов. А информация о торгах находится в открытом доступе на сайте Госзакупок.

1 трлн рублей

Составили нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и откаты в системе госзакупок.


Периодически вокруг спорных заказов поднимается шумиха в Интернете, иногда заканчивающаяся отменой аукциона. Например, в начале марта Абдусамад Гамидов, министр финансов Дагестана, разместил заказ на покупку бронированного Audi A8L стоимостью 8,5 миллиона рублей.

Госзаказ сейчас

Любой госконтракт свыше 100 тысяч рублей необходимо разместить на сайте Госзакупок и устроить аукцион. Теоретически в аукционе по госзакупкам может принять участие любая компания.


При этом бюджет Дагестана на 75 процентов дотационный. После того как на заявку обратили внимание блогеры, в частности Алексей Навальный, новость стала тиражироваться в различных СМИ. В итоге заказ отменили.

Если бы положения закона «О федеральной контрактной системе» уже действовали, то чиновник мог бы и не размещать этот заказ публично в Интернете, а заключить контракт по итогам переговоров. презумпция порядочности. Законопроект «О федеральной контрактной системе» разрабатывала Высшая школа экономики совместно с Минэкономразвития.

Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития, и Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, — супруги. Главная особенность законопроекта заключается в расширении способов закупки при размещении контракта.

Посмотреть госзакупки
http://zakupki.gov.ru

При этом право выбирать тот или иной способ размещения заказа предоставлялось самим чиновникам. В Минэкономразвития утверждают, что новый закон базируется на презумпции добросовестности заказчика, то есть чиновника. 23 марта на совещании у Игоря Шувалова, первого вице-премьера, было принято решение отказаться от разработки законопроекта. Но при этом заявили: саму Федеральную контрактную систему создавать надо, и следует принять ряд поправок в действующий закон «О госзакупках».

Авторами этих поправок в том числе будут те же люди, кто разрабатывал отмененный законопроект о ФКС.

Как планировалось

Чиновники получили бы возможность не размещать заказ на сайте независимо от стоимости контракта. Контракт будет заключаться по итогам конкурентных переговоров, без отчета на сайте госзакупок. Вводится понятие предквалификации. Так что чиновники, основываясь на своих критериях, смогут выбирать, кто будет претендовать на заключение госконтракта.


БЕЗ КОНТРОЛЯ. Процедура электронных торгов, действующая сейчас, несовершенна, но она помогает выявлять махинации, в то время как ФКС будет мешать, утверждает Алексей Навальный. Из-за уменьшения прозрачности огромное количество закупок может пройти по схемам, не позволяющим внешний контроль.

«Чиновники будут себя чувствовать менее скованно в своих действиях. Они нервничают, когда есть три вида контроля: внешний, медийный и внутренний, — отмечает Елена Панфилова, гендиректор Transparency International Russia. — Если оставить только внутренний, у чиновников будет ощущение, что они смогут договориться».
share
print