Ломоносов. Путешествие от Белого моря до Москвы
Блог-путешествие «Ломоносов» на www.mr-7.ru/Lomonosov/ читайте каждый день.
29 октября – 3 ноября. Рочегда
Одна из последних действующих узкоколеек в Архангельской области жива, потому что женщины каждый день чинят рельсы и «поднимают» составы
7:00. Под окна диспетчерской подкатывает локомотив с вагоном. В локомотив садится бригада ремонтниц, а в вагон — четверо мужчин-лесорубов.
Первая остановка там, где вчера сошел с рельс поезд с лесом. Из тепловоза выгружаются женщины, хватают шпалы и тащат их вдоль рельс. Потом берут ломы и расшивают шпалы: вытаскивают костыли из старых, прогнивших. Подкладывают под рельсы новые шпалы и забивают костыли.
Так поменяли 21 шпалу и поехали дальше. Вдруг вагон останавливается. Мы «упали»: сошли с рельс. От ближайшей стрелки приносят новые шпалы, и операция повторяется: расшивают, зашивают, бьют молотками, шутят, друг к другу обращаются «дорогая».
На линии полторы ремонтных бригады — шесть человек. Работают только женщины: мужчины не выдерживают. Летом в бригаду пришел муж одной из них. Продержался месяц: тяжелая монотонная работа, мошка, жара, мало денег.
Локомотив начинают ставить на рельсы. Машинист подлезает под колеса и подкладывает кусок рельсы. А потом локомотив ездит туда-обратно, пока не станет ровно. Проехали дальше — опять упали. Ремонтницы говорят меж собой: «Девушки, кто сегодня согрешил?» «Я провинилась», — отвечает одна и улыбается. Выходят и опять начинается работа.
С лесозаготовок возвращались ночью. Поезд снова «упал». А потом еще раз. И опять выходили женщины и «поднимали» состав.
Мужчины. Помощник машиниста из встречного локомотива помогает чинить железнодорожные пути. Он кровно заинтересован в том, чтобы всё происходило быстрее.
Женщины. Работницы ремонтной бригады меняют шпалы на поврежденном участке дороги.
Машинист. Владимир Колодкин подкладывает кусок рельсы под колесо «упавшего» локомотива.
Ночью. Женщины вышли чинить рельсы в темноте. Крайняя справа — бригадир Лена.
Узкоколейная железная дорога
ПУТИ. Дорога выходит из Рочегды, описывает петлю через леса и снова возвращается в поселок. По ней доставляют работников в лес и из леса, а также привозят стволы сваленных деревьев.
СТРОИТЕЛЬСТВО. Узкоколейку прокладывали в 1942 году руками ГУЛАГовских заключенных (здесь работало много поляков).
РАБОТА. Хотя пути в плохом состоянии, железная дорога до сих пор работает: есть семь локомотивов, вагоны для перевозки леса, один пассажирский вагончик. Назначение узкоколейки — обслуживать лесозаготовительное предприятие. Оно действует, хотя, говорят, еще в 80‑х годах вырубку леса здесь собирались прекратить, а людей переселить.
Заброшенные деревни. По пути узкоколейка проходит через несколько деревень, на карте они обозначены как Няводы, Нондрус и Пыстрома (на фото). Но здесь больше никто не живет. Местные рассказывают, что в прошлом году в Пыстроме еще жила женщина из Молдавии, но потом и она сдалась и уехала после того, как корова провалилась то ли в заброшенный колодец, то ли в старый погреб и животное пришлось искать несколько дней.
Лесорубы. Лесорубы в своем вагончике нас угощали чаем и вообще были приветливы и гостеприимны. На лесозаготовках тут трудятся так. Вахта длится неделю. Смена 12 часов, потом 12 часов отдыха. Так как люди постоянно сменяют друг друга, работа идет непрерывно, и днем, и ночью, на лесозаготовках используется дорогое импортное оборудование, и оно не должно простаивать. Когда заканчивается вахта, лесорубы возвращаются домой и неделю отдыхают.
11. Научные достижения Михаила Ломоносова
10. Ростов. Переславль-Залесский. 6 – 8 декабря
9. Ярославль. 28 ноября — 5 декабря
8. Устье-Кубенское. 20-27 ноября
6. Вельск, Норенская, Коноша. 3-11 ноября
5. Рочегда. 29 октября – 3 ноября
4. Холмогоры. Ломоносово. 21–28 октября