Истории

Научные художества

Ломоносов. Путешествие от Белого моря до Москвы

 

Ломоносов утвердил московский диалект в качестве литературного языка и дал толчок к развитию поэзии


Мозаика «Полтавская баталия» в здании Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Во времена Ломоносова здесь располагалась Академия наук.

МОЗАИКА

Под руководством Ломоносова изготовлялись первые отечественные мозаики. Но сам ученый не делал моазик: он занимался только технической стороной, разрабатывал технологию изготовления мозаичного стекла, изыскивал способы передачи цветов.

Одна из самых известных мозаик, связанных с Ломоносовым, — «Полтавская баталия» (на фото). Рисунок для мозаики сделал Генрих Бухгольц. Художественная ценность эскиза вызывала вопросы. Друг Ломоносова академик Яков Штелин просил «не начинать мозаики с этой жалкой картины». Придворные художники Джузеппе Валериани и Стефано Торелли не верили, что Ломоносов «хочет делать мозаику с эдакого дерьма».


ТРИ ШТИЛЯ

В 1758 году в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» Михаил Ломоносов сформулировал теорию трех штилей. По его мнению, стиль определяется содержанием, именно   «пристойностью материй».

Все слова языка по Ломоносову делятся на три категории.

К первой относятся те, которые были и в церковно­славянском языке («ныне», «слава», «рука»), и в современном Ломоносову повсе­дневном русском наречии.

Во вторую категорию входят церковнославянские слова, которых не было в русском языке, или они в нем почти не употреблялись, но были при этом понятны читателю («взываю», «насажденный»).

В третьей группе — русские слова, которых нет в церковнославянском («лишь», «который»).

Высоким штилем (с помощью слов первого и второго рода) нужно говорить о высоких материях: писать оды, героические поэмы, трагедии, произносить речи.

Средний штиль (слова первого рода + немного слов второго и третьего рода) служит для элегий, драм, сатир, эклог и дружеских сочинений.

Низкий (первый и третий род слов) остается для комедий, писем, песен и басен.


ПОРТРЕТ

Единственный прижизненный портрет Ломоносова работы Георга фон Преннера 1755 года не сохранился. До нашего времени дошли только его копии (на репродукции).

Этот портрет — аллегория: на картине изображен «поэтический восторг» (человек пишет на скрижалях, его взгляд направлен вверх и в сторону). Правила аллегорических изображений разработал итальянец Чезаре Рипа в 1593 году. Эту копию выполнил Леонтий Миропольский в 1787 году.


МОСКОВСКИЙ ЯЗЫК

Ломоносов написал первый учебник современной ему русской грамматики, до него издавалась только старославянская грамматика. С этого момента московский диалект стал основой литературного языка: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».


«Каин», рисунок Михаила Ломоносова. Это не оригинальная работа, а просто картинка, скопированная с учебника по рисованию («Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству», автор Иоганн Прейслер).

ДВУХСОТРУБЛЕВЫЙ КАИН

В университете в немецком городе Марбурге, куда Ломоносова отправили на обучение, русские студенты состояли при медицинском факультете. Обучались они по специально составленной программе. Один из обязательных предметов этой программы — академический рисунок.

Студенты должны были регулярно отчитываться в своих успехах перед петербургским начальством. Сохранился один из таких марбургских отчетов Ломоносова, датированный сентябрем 1737 года. К письму он приложил и рисунок «Каин» — копию гравюры из руководства по рисовальному искусству.

Само письмо и рисунок настолько пришлись по душе академическому начальству, что Ломоносову выслали с родины дополнительно 200 рублей.

 

Снимок с черновой версии трагедии Ломоносова «Тамира и Селим», действие III. В предисловии Ломносов пишет: «В сей трагедии изображается стихотворческим вымыслом позорная погибель гордого Мамая царя Татарского, о котором из российской истории известно, что он, будучи побежден храбростию московского государя, великого князя Димитрия Иоанновича на Дону, убежал с четырьмя князьми своими в Крым, в город Кафу, и там убит от своих».

 

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ БЫЛА РАЗВИТА KОМОНОСОВЫМ И СТАЛА ОСНОВОЙ ДЛЯ ВСЕЙ КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Одно из основных достижений Михаила Ломоносова — реформа российского стихо­сложения, которую он развил вслед за Василием Тредиаковским.

В 1735 году Тредиаковский издал книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Автор признал все русские стихи, которые были написаны до него, не настоящими и предложил новую систему стихосложения — силлабо-тоническую.

До этого уже 80 лет отечественные поэты слагали стихи по силлабическому принципу. Силлабику ввел в обиход Симеон Полоцкий — он перенес на российскую почву польскую систему стихосложения (в польском языке ударение обычно падает на предпоследний слог). При силлабике в каждой строке (стихе) обязательно сохраняется одинаковое количество слогов. В то время книжным языком был старославянский. «Вирши» выглядели так:

Что наипаче от правды далеко бывает,
Гласу народа мудрый муж то причитает.
Яко что‑либо народ обыче хвалити,
То конечно достойно есть хулимо быти.
И что мыслить — суетно, а что поведает,
То никоея правды в себе заключает.
Еже гаждает — дело то весма благое,
А еже ублажает — то бохма есть злое…

(«Глас народа», 1678 год)

А в параллельном мире существовал народный, тонический стих. Его в литературе не использовали. В тоническом стихе в каждой строке было одинаковое количество ударных слогов, количество же безударных было свободным. Например, в былине «Алеша Попович едет в Киев»:

Во славном было во городе во Ростове,
У того попа Ростовского
Едино было чадо милое,
Удал добрый молодец на возрасте,
По имени Алешенька млад;
И стал Алешенька конем владеть,
И стал Алешенька мечом владеть.
Приходит Алешенька ко своему родителю,
К тому попу Ростовскому,
И падает ему во резвы ноги…

Тредиаковский соединил обе системы, в результате получилась силлабо-тоника. В новой системе равномерно чередуются ударные и безударные слоги. Он также описал два классических стихотворных размера — ямб и хорей. В них стопа (минимальная единица стиха) состоит из двух слогов — ударного и безударного.

Ломоносову новый принцип стихо­сложения пришелся по душе. Но он тут же принялся вносить в новую систему исправления. Ломоносов исписал книжку Тредиаковского комментариями. Он против неупотребительных старославянских слов, неуклюжих оборотов, рифмовки однокоренных слов. А еще считает, в отличие от автора, что можно чередовать мужские и женские рифмы. (В мужской рифме ударение падает на последний слог рифмующегося слова, в женской — на предпоследний). И самое главное — некоторые ударения можно пропускать. При этом возникают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий).

В 1739 году Ломоносов сам пробует новую систему в оде «На взятие Хотина»:

Как сильный лев стада волков,
Что кажет острый ряд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.

Самые известные строки Ломоносова

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Из «Вечернего размышления о Божием величестве при случае великого северного сияния»

 

ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ СТИХ

В Славяно-греко-латинской академии были стихотворные наказания. За провинность студент должен был сочинить стих. Сохранился «искупительный» текст Ломоносова 1732 года:

Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши сели,
В радости запели;
Едва стали ясти,
Попали в напасти,
Увязли бо ноги,
Ах! плачут убоги,
Меду полизали,
А сами пропали.

Учитель Ломоносова Феофилакт Кветницкий оценил стих — на рукописи он оставил пометку «Pulchre» («Прекрасно»).


РАЗВИТИЕ СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИCТЕМЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ.

Система, которую придумал Тредиаковский, а развил и отшлифовал Ломоносов, стала доминирующей в русском стихосложении.

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Ямб. В стопе* первый слог безу­дарный, второй ударный.

[Мой дя'][дя са'][мых че'ст][ных пра']вил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Александр Пушкин


Хорей. В стопе первый слог либо долгий, либо ударный, следующий безударный.

[Бу'ря] [мгло'ю] [не'бо] [кро'ет],
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Александр Пушкин

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Анапест. Первые два слога в стопе безударные, последний — ударный.

[О, весна'] [без конца'] [и без кра'ю] —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Александр Блок


Амфибрахий. В стопе первый слог безударный, второй ударный, третий — безударный.

[Не ве'тер] [бушу'ет] [над бо'ром,]
Не с гор побежали ручьи —
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Николай Некрасов


Дактиль. Первый слог в стопе ударный, два других за ним — безударные.

[Ту'чки не][бе'сные], [ве'чные] [стра'нники]!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто Как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Михаил Лермонтов


11. Научные достижения Михаила Ломоносова

10. Ростов. Переславль-Залесский. 6 – 8 декабря

9. Ярославль. 28 ноября — 5 декабря

8. Устье-Кубенское. 20-27 ноября

7. Вологда. 12–19 ноября

6. Вельск, Норенская, Коноша. 3-11 ноября

5. Рочегда. 29 октября – 3 ноября

4. Холмогоры. Ломоносово. 21–28 октября

3. Кимжа. Поморское село. 13–19 октября

2. Северные  деревни

1. Город Ангела

О проекте

share
print