Зимой московские тротуары, возможно, будут более скользкими из‑за того, что их замостили плиткой.
Ведь если не соблюдать технологии, лед на плитке будет появляться быстрее, а его слой будет толще, чем на асфальте. Особенно это заметно, когда в течение суток происходит много переходов через ноль, как этой зимой.
контрасты. Осенний бульвар: тротуарная плитка покрыта слоем льда, в то время как асфальтовая велосипедная дорожка ото льда свободна. Фото ottenki-serogo.livejournal.com
НАЛЕДЬ. После того как Сергей Собянин стал мэром, он распорядился там, где это возможно, заменить на тротуарах асфальт на плитку. Основное преимущество такой плитки по сравнению с асфальтом — она не так плавится летом в жару. Однако, как выяснилось, зимой, наоборот, у асфальта может быть больше преимуществ.
На Осеннем бульваре этим летом положили плитку. А в начале января, после того, как днем прошел дождь, а ночью был легкий морозец, на плитке образовалась толстая корка льда, а на асфальтовой части тротуара ее не было.
«Этот случай — роскошная адгезия», — говорит Юрия Васильев, доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ. Адгезия — это сцепление поверхностей материалов. В данном случае из‑за высокой адгезии вода не стекает с плитки, а прилипает к ней, а потом замораживается. Юрий Васильев предположил, что материал очень пористый и не соответствует норме.
В управе района «Крылатское» не смогли сказать, соответствует ли плитка нормативам. На сайте правительства Москвы, сказано, что плитка должна была пройти испытание на морозостойкость и водопоглощение должно быть не более пяти процентов.
РЕШЕНИЕ. Проблемы легко и недорого можно было бы избежать, если бы еще осенью поверхность обработали водоотталкивающими веществами, отмечает Юрий Васильев. Толстая наледь на плитке говорит о том, что вода очень хорошо удерживается на поверхности, а это не соответствует нормативам. Если такой плиткой замостить город, то будет очень скользко на дорогах.
Этой осенью производители водоотталкивающих составов предлагали обработать плитку в Москве. Это увеличило бы срок службы плитки и уменьшило бы прилипание льда к поверхности. «Если даже самую плохую плитку пропитать такими составами, то было бы то же самое, что и на асфальто-бетонном покрытии», — утверждает Юрий Васильев.
Предложение об обработке плитки было выдвинуто, но так толком и не рассмотрено, добавляет он.