Новости

Пассажиров в метро стало меньше, гласит официальная статистика

За прошедшие десять лет население Москвы выросло минимум на полтора миллиона, добавились новые станции метро, руководство подземки рапортует о постоянно увеличивающемся пассажиропотоке. Однако, если верить статистике самого метрополитена, по количеству перевезенных пассажиров столичное метро даже еще не вышло на уровень 1999 года.

По данным 2010 года, за сутки метрополитен перевозил в среднем 6,41 миллиона человек. В 99‑м — 8,7 миллиона. Скорее всего, труднообъяснимое «падение объемов перево­зок» просто связано с тем, что считать стали лучше.

ДУТЫЕ ЦИФРЫ. Десять лет назад данные, очевидно, завышались, предполагает Александр Шумский, руководитель Московского центра борьбы с пробками. (Он разместил у себя в блоге исследование официальной статистики метро.)

До появления социальных карт льготники проходили по удостоверениям и их учет велся на глазок. При этом чем больше метрополитен обслужит льготников, тем больше он получит компенсационных выплат из бюджета Москвы за перевозку таких пассажиров.

В 2003 году появились социальные карты. Льготники стали проходить через турникеты — в общем потоке пассажиров. Соответственно, объем пассажиропотока существенно уточнился в пользу уменьшения.

МЕТОД. В метрополитене утверждают, что и до введения электронных карт оценки пассажиропотока брались не с потолка. Раз в пять лет проводились исследования, рассказывают в пресс-службе подземки. Все пассажиры на входе в метро получали талоны, которые на выходе отдавали. По количеству талонов определялось общее количество пассажиров, исследовались их маршруты, а также считались и льготники. Последнее исследование проводилось в 1998 году.

В таком методе подсчета уже были заложены возможности для погрешностей, объясняет Людмила Рожкова, преподаватель кафедры бухучета Российской открытой академии транспорта. Такого снижения пассажиропотока не может быть, данные статистики не соответствуют действительности: «Даже неспециалист это увидит. <…> Если десять лет назад в полвосьмого утра я могла сесть в вагон метро в Кузьминках, то сейчас в это же самое время это уже не так просто».

Пресс-служба метрополитена не берется объяснить, с чем может быть связано снижение пассажиропотока: дело давнее, и сейчас из тех людей, что руководили подземкой в конце 90‑х, в компании никто не работает.

share
print