Истории

Искусство уходит под землю

Фундамент здания Малого театра стал оседать после проведенной реконструкции Большого

Год после ремонта. Стены Большого театра, покрытые трещинами. Снимок сделан 14 ноября. Фото tikandelaki.livejournal.com

То, что Малый театр немного ушел под землю, на глаз незаметно. Но факт того, что фундамент опустился,  подтвердила Тамара Михайлова, генеральный директор Малого.

Здание театра построено в ложбине, там, где раньше протекала река Неглинка (сейчас она заключена в трубу). Земля в этом месте насыщена грунтовыми водами. Часть потоков раньше проходила под Большим театром. После реконструкции Большого, которая закончилась осенью 2011 года, под ним появилось шесть подземных этажей, 40 метров глубиной.

В итоге грунтовым водам пришлось огибать возникшее препятствие. Часть из них, по‑видимому, теперь течет под Малым театром, говорит «Моему району» Сергей Чеканин, из компании «Главзарубежстрой», генерального подрядчика по его реконструкции. Хотя вода могла подняться и по другим причинам, например, из‑за новых родников, добавляет Чеканин. А оседание фундамента Малого театра произошло потому, что подземные воды стали вымывать под ним частицы грунта.

Из-за грунтовых вод центр Москвы, и особенно бассейн реки Неглинки, — опасное место, говорит Рустам Рахматуллин, координатор движения «Архнадзор». Из‑за этого проседала ограда старого здания МГУ на Моховой, просели некоторые стены усадьбы Апраксиных-Бутурлиных на Знаменке, 12.

Любое подземное строительство в этом районе чревато последствиями для соседних зданий. «Возможно, при планировании ремонта Большого театра не все моменты были разумно просчитаны», — предполагает Рахматуллин.

Однако дирекция Малого театра утверждает, что зданиям ничего не угрожает. Грунтовые воды поднялись на два-три сантиметра выше, чем раньше. Но допустимый уровень подъема вод — шесть сантиметров.


Чем закончился ремонт  

«На месте храма искусства теперь стоит рыночный ларек», — так написала в своем блоге 15 ноября телеведущая Тина Канделаки об итогах реставрации Большого театра.

Телеведущая рассказала, что ее партнер по бизнесу Олег Беркович сходил на балет «Иван Грозный». Он сидел в партере, но часто замечал, что все музыкальные партии как будто сливаются в некую звуковую кашу. То есть после реставрации акустика в зале ухудшилась.

Знакомый костюмер после спектакля провел Олега за кулисы и показал, чем на самом деле завершилась шестилетняя реконструкция. Олег сфотографировал итоги ремонта на телефон. Так, лепнина покрыта не сусальным золотом, а покрашена позолоченной краской, двери из цельного дерева заменены подделкой, вместо бронзовых ручек на них — «китайский ширпотреб», из лож исчезли антикварные стулья.

share
print