Истории

Вовочка умер

Анекдоты стали рассказывать все реже. Вместо них показывают смешные картинки на смартфонах


Штирлиц, Вовочка, Петька, Василий Иванович и Чапаев вымирают. Анекдоты с ними стали неактуальны. На смену им пришли сюжеты про блондинок, политиков, звезд шоу-бизнеса и спортсменов.

А сам формат анекдота за последние годы стал заметно короче.

ПОЧЕМУ. Анекдоты «сократились» из‑за того, что общественное сознание стало «клиповым». То есть люди в наше время стремятся к тому, чтобы получать любую информацию маленькими блоками или так называемыми клипами.

Так ее проще запоминать и передавать. «К примеру, одной из самых мощных площадок для распространения анекдотов сейчас является Твиттер, а Твиттер подразумевает 140 символов, в которые и нужно уложить анекдот», — рассказывает Михаил Алексеевский, специалист Государственного центра русского фольклора. По словам Алексеевского, именно такие, достаточно короткие, анекдоты и пользуются популярностью.

ИСТОРИЯ. Раньше анекдоты передавались из уст в уста, в период перестройки они получили распространение в печати. С ними выходили целые блоки в газетах, журналах, выпускались даже отдельные издания, посвященные анекдотам. Сейчас они распространяются в основном в Интернете, оттуда попадают в газеты, а уже затем — пересказываются.

Анекдот — жанр устного фольклора. Это короткая история, вымышленная или реальная, со смешным финалом. Его автор­ство почти никогда неизвестно. «Раньше это была некая форма поддержания беседы. Люди запоминали особо понравившиеся анекдоты, отмечали их карандашиком в сборниках, а потом рассказывали их друзьям при любых возможных случаях», — говорит Алексеевский.

В наше время люди по‑прежнему рассказывают анекдоты, но это уже не так массово, как было раньше. Сейчас анекдоты стали более профессиональными. «В анекдотической традиции очевидно влияние юмора профессионалов — передач типа «Камеди баттл». Анекдотами часто становятся шутки юмористов из таких телешоу», — считает Алексеевский.

Стало больше зарисовок, диалогов, игры слов, а сюжетные анекдоты ушли на второй план. Как и раньше, анекдоты делятся на разные «рубрики». Выделяются анекдоты о политике, о спорте, о звездах шоу-бизнеса, о блондинках, о западе, о России. Рубрикой становится все, что актуально в культуре.

ПОДВИДЫ. Смешные мемы и демотиваторы тоже являются подвидом анекдота. Главную роль в мемах выполняет картинка. К ней делается какая‑то подпись, которая раскрывает изображение с неожиданной юмористической стороны. Основными темами мемов становятся любые актуальные события: так, после чемпионата Европы 2012 года по футболу одним из главных мемов стал Александр Кержаков, нападающий сборной России, крайне неудачно себя показавший на турнире.

Сейчас одним из самых популярных мемов является меланхоличная лиса, фотография чучела которой недавно появилась в Интернете. Однако филологи и фольклористы спорят о том, что мемы являются видом анекдота.

Все‑таки анекдотическая традиция, по словам Михаила Алексеевского, основывается на тексте. Именно текст должен рассказывать историю и смешить человека.

Но пока картинки набирают все большую популярность. И в компании уже вместо того, чтобы рассказывать анекдот, все чаще люди показывают смешные фотографии на мониторе своего смартфона.

share
print