Истории

В Петербурге разрабатывают билет «на 90 минут» для всех видов транспорта

В Петербурге, как сообщили «Моему району» в транспортном комитете, в этом году будут разрабатывать единый полуторачасовой билет на городской транспорт. Билет позволит 90 минут кататься в городском транспорте, пересаживаясь с трамвая на метро и т.д., но - оплачивать его придется только один раз. Правда, как выяснил «Мой район», поклонников у новой услуги почти не будет, потому что разовый единый, как показывает опыт внедрения транспортных ноу-хау последних лет, не сильно сэкономит деньги, если вообще сэкономит, как это случилось с «Подорожником», в лучшем случае - сбережет время.

Основные потребители будущего кратковременного единого билета – туристы, командировочные, обладатели машин, кои перемежают автомобильные поездки с поездками в городском транспорте, а еще – горожане, работающие возле дома, но по выходным выбирающиеся в центр или еще куда.

Временной билет на транспорт (обычно – на час, но в Петербурге предлагают – полтора) – используется в Праге, Стокгольме, Берлине и еще в сотне европейских городов. По нему можно ездить на электричке, пароме, фуникулере – не считая метро, трамваев и автобусов. Билет отмечается на входе, а затем он действует в течение 60 минут, которых обычно хватает, чтобы добраться на трамвае до метро, зайти в него, доехать до нужной станции и т.п. Правда, если на выходе выяснится, что билет просрочен – придется платить штраф. В любом случае, этот билет – намного дешевле, чем стоимость поездки на автомобиле (бензин-то в Европе дорогой), даже если не придется оплачивать парковку.

А у нас? Все опросы автомобилистов показывают, что примерно треть обладателей машин ездили бы на работу на общественном транспорте, но на машине – элементарно дешевле. Теснота и духота не дают нам считать метро элементом роскоши, но вот цены… Чтобы добраться с Долгого Озера до бизнес-центра в бывшей промзоне, пусть и на севере, требуется ехать на двух маршрутках и одном метро – это почти сто рублей. На трех литрах бензина, купленных за те же деньги, можно доехать до Сестрорецка.

Кроме того, использование единого билета поможет лучше изучать транспортные потоки, а в будущем их совершенствовать. Правда, те же надежды возлагали когда-то на «Подорожник». Билет «Подорожник» - он же электронный кошелек – сейчас используют полтора миллиона петербуржцев, хотя многие, в том числе коррсепондент "МР", влились в эти ряды только потому, что потеряли свои старые смарт-карты и были вынуждены купить новый носитель.

«Скорее всего, это будет некий вариант "электронного кошелька", который по сути дела должен стать заменой билетам на несколько видов транспорта и единому проездному на месяц, - пояснили в Комитете по транспорту. –Условно говоря, билет будет стоить 35 рублей, что немного дороже билета на метро, зато, приложив его к турникету, можно пройти на платформу, а по окончании поездки продолжить путь в маршрутке или трамвае или сначала маршрутке, потом трамвае. Тогда билет на эту условную маршрутку будет стоить 8 рублей, а на трамвай и вовсе бесплатный, поскольку это будет уже третья поездка. И если вы в течение месяца совершите поездок на 2000 рублей – это стоимость единого билета - то все остальные будут бесплатными Если не используете, поездки не сгорят, а ведь при использовании единых билетов они сгорают.

Мы рассчитываем, что пользоваться таким проездным станут не менее миллиона человек... Уже сейчас поездка на метро с использованием электронного кошелька обходится пассажиру в 27 рублей, хотя жетон стоит 28. Ну и разовые билеты, только на метро или только на автобус - останутся все равно.»

Глава общественного движения «Петербуржцы – за общественный транспорт» Владимир Федоров напомнил, что «Подорожник» внедряли в Петербурге довольно навязчиво. Сначала исчезли из продажи голубые и фиолетовые смарт-карты, остались только зеленые, которые стоили уже не 5 рублей, а 50. С нового года ожидаемо подорожал проезд, причем, скидки, которые раньше шли покупателям единых билетов на месяц, оказались меньше, чем те скидки, которые начисляют пользователям электронного кошелька. Но это не пряник, а насильственное внедрение продукта, который мне, может быть, и не нужен. Я хоть и ратую за отказ от машин в черте города, но сам считаю, что 50 евро за месячный билет – это плата чрезмерная, а комфорт нашего и не нашего транспорта – пока не сравним», - сказал Владимир. – Но увы, у нашего бюджета сейчас нет средств для субсидирования городского транспорта, так что не думаю, что они быстро смогут внедрить у нас что-то полезное. Два года назад продавали суточный билет, потом эта практика заглохла." В комитете по транспорту возразили: наоборот, там осознано жертвуют сгоревшими поездками, чтобы людям было выгодно ездить с современным билетом.

Кроме того, Федоров попросил не обольщаться людей, которым часто приходится ездить туда-сюда, например, курьеров. Обычно билеты на час-полтора делают односторонними. Если зафиксирован проход, скажем, на станции «Автово», то нельзя выйти с этим билетом на той же станции (съездив туда-сюда за час).

Что касается транспортных ученых, то они твердят одно и то же: нужна плотная маршрутная сеть, а без нее воплощение идеи превратится в профанацию. Ну, и договоренность со всеми транспортными корпорациями, включая аквабусы, электрички и, если будет, канатные дороги, легкорельсы и аэроэкспресс. И то, и другое можно обеспечить, но работа предстоит тяжелая.

«Чиновникам мешает жадность перевозчиков и жажда справедливости, - корректно пояснила заместитель директора Института транспортных систем Елена Ногова. – Они опасаются, что неправильно рассчитают тариф, и тогда люди начнут много ездить, и перевозчики в результате разорятся. Но вообще идея хорошая. Можно еще внедрить билет на короткую поездку – скажем, на одну остановку на метро или две трамвайных – людям же обидно, что они едут мало, а платят как все. Те, кто помоложе, ходят одну остановку пешком. А может, им ехать приятней было бы?

Что касается полутора часов на дорогу – их тоже может не хватить. Мой трамвай с проспекта Маршала Казакова на проспект Стачек не может повернуть подряд четыре светофорных цикла – не пропускают и все. В вестибюль станции метро «Проспект Ветеранов» я не могу зайти минут десять – такая толпа. И если у меня дорога – это маршрутка из Красного Села, метро до центра или северной окраины – можно и не уложиться. А маршруток на КАДе, хоть о них многие мечтают, у нас не будет, потому что очень уж опасная эта дорога. Если там и видишь автобусы, то междугородние, где у пассажиров есть возможность пристегнуться.

Для единого билета труднее всего будет договариваться с маршрутчиками. С железной дорогой – тоже, но можно начать хотя бы с части направлений. Водные автобусы все субсидируются властями, с ними совсем легко. У маршрутчиков же деньги черные, учета нормального нет, они там обожают прибедняться… В Москве потому и внедряют эти полуторачасовые билеты, что у них там нормально развита сеть метро, да и автобусов больше. Единственный, на мой взгляд, способ упорядочить систему перевозок так, чтобы ее можно было замкнуть на единый билет, - выставить перевозчикам ряд жестких условий.

Еще мне кажется, петербуржцам не помешал бы семейный билет на общественный транспорт. Только в выходные. За границей такие есть. Представьте, папа, мама и ребенок едут в театр или в гости. Ребенок у нас ездит за полную стоимость начиная с семи лет, хотя в Европе – лет с 11-ти. Как мы уже подсчитывали, дорога с окраины на Театральную площадь и обратно обойдется одному человеку в 200 рублей, семье – в 600. То есть чуть не дотягивает до стоимости билета».

Жесткие условия, которые можно создать для перевозчиков, не желающих подключаться к системе единых билетов – это, к примеру, недопущение их на выделенные полосы для общественного транспорта. Но в Петербурге таких полос по-прежнему мало. Зато, сообщили в комтрансе, они уже ведут переговоры с железнодорожниками, так что после настройки станционного оборудования, турникеты смогут реагировать на "подорожники", а оттуда недалеко до интегрирования в систему единых билетов.

share
print