Истории

130 лет телефонной связи в Санкт-Петербурге

Недавно я попросил своих друзей-петербуржцев назвать три вещи, без которых трудно представить жизнь современного жителя нашего города. Получив почти сотню ответов, я был приятно удивлен тем, что есть ещё люди, для которых нет жизни без Эрмитажа и БДТ, без наших мостов, рек и каналов. А ещё тем, что каждый, к кому я обратился, назвал СВЯЗЬ – как обязательный атрибут современной жизни города, в котором первая городская телефонная сеть появилась 130 лет назад – в 1882 году!

 

Сам телефон был изобретен всего на несколько лет раньше – в 1876-ом. Известно, что изобрели его сразу два человека – Элайша Грей и Александр Белл. Но Белл подал заявку на патент на два часа раньше Грея, и теперь все мы знаем именно Белла как изобретателя первого в мире телефонного аппарата. Позже Международной компании Белла досталась концессия на строительство и эксплуатацию городской телефонной сети (ГТС) в Санкт-Петербурге.

Первая городская телефонная сеть города обслуживала 128 абонентов, подключенных к ручной телефонной станции ёмкостью 200 номеров, установленной в доме Ганзена на Невском проспекте, 26. 

Среди её первых абонентов были Людвиг и Альфред  Нобели, Меднопрокатный трубный завод, Учетный и Ссудный банки,  Правление Балтийской железной дороги, редакции газет «Голос», «Невское время» и «Новости», Управление Санкт-Петербургского обер-полицмейстера, прокурор Судебной палаты старший советник Муравьев, канцелярия лейб-гвардии Семеновского полка, Биржа, Николаевская Академия Генерального штаба.

Плата за телефонный аппарат, если удаленность от центральной станции не превышала 3-х верст (3 км 200 м) составляла 250 рублей в год (для сравнения: в 1882 году лошадь стоила 12 рублей). За каждую «лишнюю» версту вносилась добавочная плата в пределах 50 рублей. Правительственные и городские учреждения оплачивали 50% установленной таксы.

  • DSC_0291.JPG
  • DSC_0275.JPG
  • DSC_0314.JPG
  • DSC_0310.JPG
  • DSC_0264.JPG
  • DSC_0299.JPG
  • DSC_0297.JPG
  • DSC_0283.JPG
  • DSC_0278.JPG
  • DSC_0266.JPG
  • DSC_0263.JPG
  • DSC_0256.JPG
  • DSC_0244.JPG
  • DSC_0236.JPG
  • DSC_0233.JPG
  • DSC_0308.JPG
  • DSC_0300.JPG
  • DSC_0296.JPG
  • DSC_0294.JPG
  • DSC_0284.JPG
  • DSC_0282.JPG
  • DSC_0279.JPG
  • DSC_0276.JPG
  • DSC_0272.JPG
  • DSC_0269.JPG
  • DSC_0254.JPG
  • DSC_0234.JPG
  • DSC_0250.JPG
  • DSC_0247.JPG
  • DSC_0245.JPG
  • DSC_0229.JPG

Вплоть до революции 1917 года барышней-телефонисткой могла стать только девица в возрасте 18-25 лет  – «дабы лишние думы и заботы (о семье и муже) не приводили к лишним ошибкам при соединениях». Её рост – не менее 165 см, а длина туловища в сидячем положении и вытянутыми вверх руками – не менее 128 см (для лучшего охвата клавиатуры коммутатора). Девицы должны быть совершенно здоровы, не иметь физических недостатков, обладать хорошим зрением, слухом и внятным произношением. Услышав примерно такие пожелания: «Барышня, соедините меня с номером 22-437» или «Соедините с  Ссудным Банком, пожалуйста», девушки осуществляли до 140 соединений в час. Причем очередность соединения они выбирали сами, иногда по принципу – кто громче крикнул – тот и первый. Говорят, что частные компании приплачивали операторам, чтобы те соединяли с ними, а не с конкурентами.

В 1900 году Городская Управа выкупила все сооружения Петербургской  городской телефонной сети  у акционерной компании Белла за 35 800 рублей. С момента передачи телефонного хозяйства городу абонентская плата была снижена до 49 рублей 50 копеек в год для частных лиц и до 71 рубля 50 копеек для общественных заведений, ресторанов, вокзалов, театров и магазинов. Специально для организации новой главной станции, устроив её сообразно самым последним требованиям техники, Управа приобрела и заново перестроила дом №22 на Морской улице. Переделка здания и устройство станции обошлись в 200 000 рублей.

Сегодня на Большой Морской, 22 можно увидеть тот самый  зал первой Центральной ручной телефонной станции (впоследствии первой автоматической станции). Только теперь здесь располагается зал исходящего телемаркетинга, где специалисты «Ростелекома» выходят «на связь» со своими будущими абонентами. Связисты бережно сохраняют историю телефонной сети в самом сердце города. Несколько лет назад простой коридор между двумя зданиями усилиями сотрудников компании превратился в Представительский зал Петербургского филиала ОАО «Ростелеком», а по сути, в небольшой музей. Музей истории города, истории связи, истории компании. Телефонные аппараты, начиная от трубки Белла, образцы кабеля, и элементы оборудования – все это можно увидеть в зале.

Отдельное внимание в этом  музее уделяется подвигу связистов  в годы Великой Отечественной Войны. В конце октября 1941 года ценой невероятных усилий был проложен морской бронированный кабель через Ладожское озеро и тем самым обеспечен связью уже осажденный город.  В стеклянных витринах хранятся документы, позволявшие связистам выходить на работу после объявления комендантского часа или сигнала «Воздушная тревога», продуктовые карточки, газеты военного времени и пр.

Особое место в представительском зале занимает Переходящее Трудовое Красное знамя. Сотрудники компании бережно хранят его, гордясь  тем, что их деятельность высоко оценивалась во все времена.

Начав свою работу со 128 абонентов, сегодняшнее предприятие-правопреемник первой городской телефонной сети Санкт-Петербурга – ОАО «Ростелеком» – обслуживает в Северной столице и Ленинградской области более 2  миллионов абонентов телефонии, почти 500 тысяч абонентов ШПД в Интернет, более 60 тыс. абонентов IPTV.

 

Как устроена телефонная станция сегодня (фоторепортажная часть).

1.     Буквально под нашими ногами расположена подземная телефонная  кабельная канализация. Её строительство началось в 1903 году и выполнялось сначала американской фирмой «Америка–Кондит», а с августа 1904 года – итальянцем Гвиди. На поверхности её «выдают» телефонные колодцы или люки кабельной канализации. В зоне ответственности одной станции насчитывается более двух тысяч таких люков. Они необходимы для выполнения комплекса электрических измерений или замены повреждённого участка кабеля.

2.     Из канализации кабель попадает собственно на станцию. Помещение, в которое первоначально входит кабель называется «перчаточная». Аналогия с элементом одежды не случайна, здесь кабели крупной ёмкости расходятся на 100-парные кабели в горизонтальных разветвительных муфтах-перчатках (см. фото).

3.     Этажом выше – над «перчаточной» – расположен кросс. Это место соединения линейных кабелей со станционными с помощью кроссировочных проводов. Самый крупный кросс Санкт-Петербурга расположен в историческом центре нашего города. Его ёмкость 45 000 номеров  (примерно 4 стандартных телефонных станций по 10 000 номеров).

4.     Следующее помещение телефонной станции напоминает раздевалку фитнес-центра – огромные металлические шкафы, в которых скрываются элементы ЭАТС (электронная автоматическая телефонная станция). Трудно поверить, что небольшие по размеру платы, находящиеся в недрах коммутационных шкафов, автоматически передают немыслимое количество сигналов вызовов от одного телефонного аппарата к другому и обеспечивают установление, поддержание и разрыв соединения десятков тысяч абонентов.

5.     Самое шумное помещение телефонной станции – Центр обработки данных. Это место для размещения (хостинга) серверного и коммуникационного оборудования и подключения абонентов к каналам сети Интернет. Огромные монтажные шкафы, наполненные современным оборудованием, система охлаждения… всё это шумит и светится сотнями лампочек. Здесь живет интернет.

Вот так, начиная свой путь под землей и поднимаясь все выше и выше по этажам телефонной станции, телекоммуникационная сеть приносит в наши квартиры и офисы телефонию, интернет, телевидение, охранную сигнализацию и всё новые и новые возможности.

 

Ярослав Александров

share
print